?

Log in

предыдущая запись | следующая запись

Про память.

Вспомнила тут забавное про память. Дело в том, что у меня с детства плохая память только на имена собственные. Просто память - хорошая, языки учила, все в порядке. Но запомнить имя человека при первой встрече мне очень сложно. Я как то увлекаюсь самим человеком, личностью, а имя сразу же вылетает из головы... Не с первого раза запомнила имя лучшей подруги и мужа. Вот так вот. Иной раз переспрашивать совсем неудобно - потому разработала методику и сейчас как то запоминаю все же имена. Но это сейчас. А в детстве это было очень сложно... С этим связаны анекдотические истории.

Первая такая: выросла я дома, а не в детском саду, всегда ездила с родителями на их работу и всех звала тётями и дядями, но не по имени отчеству. Детсадовские дети тут имели явное преимущество. Перед школой мама сообразила, что меня надо тренировать на имена-отчества. Поскольку я никак не запоминала имя своей первой будущей учительницы, мама решили прибегнуть к ассоциативному методу: помнишь, говорит , твою прабабушку, папину бабушку - такую старенькую и добрую, Ну конечно - я ее помнила! Так вот, - говорит мама - ее зовут по имени отчеству, ты наверное слышала, Наталья Васильевна, как и твою учительницу. Все так легко и я почти запомнила. Но прабабушку маленькие дети как то давно стали звать бабухой. Так ее потом уже стали звать и взрослые в семье. Идём мы с мамой в первый класс, нарядные, веселые, мама и спрашивает: а как зовут твою учительницу? А я ну напрочь забыла.... Говорю: бабуха?

А потом встал вопрос с Лениным. В художественной среде его звали Лукичом - чаще скульпторы, которые делали Лениных по заказу. Потому папа решил провести работу со мной, что бы я чего не нужного в школе не ляпнула, поняла - кто это такой, и заодно заучила имя отчество Ленина. Все прошло успешно. Идём мы с папой в школу, папа и спрашивает: а как зовут Ленина? Василий Иванович?- не твёрдо отвечаю я..... Кто помнит еще как популярны были в начале 80ых анекдоты про Василия Ивановича Чапаева и Петьку - меня поймёт. ..... В общем, смеху было... Видно анекдоты у нас травили дома и в мастерской много и часто - раз я запомнила это имя.

Интересно, что я много сама читала в этом возрасте и довольно серьёзные книги , но все равно не запоминала имена и названия. Читая, я как то пропускала их что ли... Теперь мне это сложно понять и объяснить, так как я все же более менее приспособилась и научилась помнить имена хоть немного.

Comments

snookerrr
Mar. 16th, 2009 10:47 pm (UTC)
Запомнить имена - это какая-то жуткая проблема для меня! Познакомились - и я тут же забываю. Некоторых я лет десять не могу запомнить. Пытался проанализировать с чем это связано - ведь в остальном на память не жалуюсь, а всякие цифры запоминаю очень даже хорошо (хотя некоторые похожие друг на друга номера телефонов иногда в голове путаются). Пришел к выводу - видимо это из-за имен. Сто десятый знакомый Виктор или сто пятидесятый Александр, тридцатый Василий Иванович и десятки Дмитриев Алексеевичей и Алексеев Дмитриевичей. Множество Людмил Александровных, Наталий Ивановных и Нин Васильевных. Как говорится - что ни рожа, то Сережа :))) Подсчитал, что очень широко используются около 20 мужских и 15 женских имен, и вариации с отчествами. Не очень то разнообразно. Видимо, памяти трудно сразу зацепиться и в очередной раз проассоциировать уже знакомое имя с новым человеком. Хотя некотрых людей запоминаю сразу - видимо имя очень подходит человеку. А вот на лица память у меня очень хорошая. :))
tanja_shi_no
Mar. 16th, 2009 10:48 pm (UTC)
И я думала про похожесть имен....:) В общем: мы товарищи по несчастью.:);) Все точно так же у меня.:):)
snookerrr
Mar. 16th, 2009 11:15 pm (UTC)
:))
уффф, а то я уж стал грешить на преждевременный склероз :)))
tanja_shi_no
Mar. 17th, 2009 08:12 am (UTC)
Тут много людей обнаружилсь с подобной проблемой. Я тоже так этому рада.:);)
girafanya
Mar. 16th, 2009 11:23 pm (UTC)
Аха-ха-ха-ха-ха-ха-ха! Здорово!
Особенность твоей памяти. Я вот до 10 лет не могла читать бегло и книг до 10 лет не читала вообще! Первая самостоятельная книга была "Принц и Нищий" Читала её 2 месяца. В общем, помню, что было интересно, волнительно, поэтому и осилила :)))
Кстати, у меня с именами тоже труба.
И даже авторов не помню и авторов книг и картин.
Поэтому, я никогда не ставлю своего авторства на свои работы, потому что сама не могу запомнить чужих, кто ж меня обязан помнить.
А по сути, поскольку, мне важно что изображено на картине-иконе и как?, а не автор, кто изображал, так и свои работы хочу чтобы люди думали о том, что изображено, а не кто это сделал :)
tanja_shi_no
Mar. 17th, 2009 08:14 am (UTC)
да, память - такая необычная у всех, и чтение в детстве тоже. Склько людей - столько и разных историй.:):)

Слушай, а на иконах то и не пишут автора, так повелось давно.... Картины - иное дело.:):)
girafanya
Mar. 17th, 2009 12:37 pm (UTC)
Пишут еще как пишуь, так на древних иконах на многих авторов знают
tanja_shi_no
Mar. 17th, 2009 04:57 pm (UTC)
Это редкость и не устоявшееся правило, насколько знаю...:):) Икона же не картина - тут потому и все иное.:):)
girafanya
Mar. 17th, 2009 06:18 pm (UTC)
Не знаю про редко.
Каждый иконописец старается оставить знак.
Вот я недавно делала обзор Воздухов, что собиралась вышивать и один Воздух разбирался в статье ( я её тоже копировала в пост), где четко разбиралась зашифровка имени иконописца.
Потом, вот в Томске недавно восстановили Иверскую часовню и туда писали Икону на Афоне, делал список некий монах и всё четко было подписано его авторство даже на лицевой стороне Иконы.
Об этой подписи я прочитала в присланной мне газете про томский церковные новости и там даже фото этой подписи приводится.
Меня, признаюсь - это покоробило. Мне кажется и более того, я не чувствую интерес к авторам икон, вот мне важно кто изображен, а там техника или автор, неважно.
И еще один момент. Когда мне о.Максим из Томска заказывал Плащаницу Христову, он мне объяснил, где надо будет вышить своё имя и имя моего мужа. чтобы нас всегда поминали в молитвах.
Меня это тогда сильно смутило, но я решила не думать, пока не кончу заказ. Когда же я заказ кончила у меня не было никаких сил делать пометку о своём авторстве. Вот настолько я выложилась, что совершенно всё равно, будут занть и поминать или нет :)))
И так со всеми моими работами, я не имею элементарно сил их подписывать :))) И, соответсвенно нет сил думать уже об собственном авторстве :)))
tanja_shi_no
Mar. 17th, 2009 06:54 pm (UTC)
Страннно как.... Имя свое имужа вышить? Ну зачем такая шпаргалка.... Обычно так поминают, есть списки всех , кто храм украшал... Ну, раз забудут - это их грех.... Да, странно.

А про иконы я говорила про старые. Сейчас, может быть, иконописцы и горды своим творчеством. Но раньше было не так. Я сужу по рассказам реставраторов и по книгам искусствоведческим... Тема меня эта очень заинтересовала. Надо бы покопаться, узнать что т еще.:):)
girafanya
Mar. 17th, 2009 07:14 pm (UTC)
Не, не странно, что имя и мужа просили. Он же спонсор материалов и много значит, когда муж и жена в согласии, они оба авторы.

Про списки тех, кто украшает храм, слышу впервые. Но я, вообще, мало знаю.

Ой, поинтересуйся, у тебя много специфических коллег в этой области и мне было бы интересно!
В инете я как раз выкопала авторов некоторых абсалютно новых образов из глубокой древности :)
tanja_shi_no
Mar. 17th, 2009 07:22 pm (UTC)
Я удивилась не сочетанию мужа и жены - тут я все поняла, аименно вышивке ваших имен, для того, что бы вас поминали... Просто в нашем храме поминают всех и так, без вышивок и подписей: список батюшка сам составил, от любви к прихожанам и дарителям. Приходской совет поминают весь, маму и папу моих - папа иконы реставрирует и консультирует, как член приходского совета, по поводу музейной части нашего храма, древнего убранства и реставрации, а мама помогает ему и расписывала часть храма. А еще на каждом Богослужении всегда молятся за "благоустроителей и благоукрасителей храма сего" - поминая всех, каждого строителя, каждого дворника, каждую вышивальщицу, каждого столяра, плотника и иконописца. Мне кажется, это более, чем достаточно и вышивка имен не нужна. :) К тому же Господь и так все видит.

да, да, тема интересно, поспрашиваю, покопаюсь в ней...:)
tazinka
Mar. 17th, 2009 05:24 am (UTC)
хих :))) У меня в детстве тоже была подобная проблема :) правда, мне кажется, что я лучше всё же запоминала имена. Но вот историю о том, как я несколько дней подряд звала мою первую учительницу Гаврилой Галиновной вместо Галины Гавриловны я помню хорошо. Она отзывалась :)

А ещё- даааа, имена героев книг и фильмов- жуть-жуть-жуть! и имена авторов, актёров, режиссёров- до сих пор для меня кошмар.
А ещё в детстве я с огромным трудом запоминала лица- у меня очень многие люди были друг на друга похожи, я не могла их отличить. И уже во взрослом возрасте муж с меня смеялся и поражался- Брюс Уиллис и Кевин Костнер для меня были близнецами. Вот хоть убей не могла их отличить. Сейчас научилась только тому, что запомнила человека, играющего в фильме "9 ярдов". Запомнила, что это- Брюс Уиллис. И теперь в каждом фильме сравниваю актёра с человеком, который играл в 9 ярдах. Если один и тот же человек, значит, Брюс Уиллис. Если другой, значит Костнер. А ещё для меня так и остались одним человеком Жюльет Бинош (которую я обожаю) и Джулия Ормонд. Вот и сейчас специально полазила по их фоткам- ну где их плодят, таких одинаковых?!!! ну не могу я их диференцировать!
tanja_shi_no
Mar. 17th, 2009 08:18 am (UTC)
Вообще Брюс Уилисс и Кевин Костнер подозрительно похожи....:);) Хи-хи... Смешно так.... Птиц ты луче различаешь! :):):):):):) Какие все же особенности памяти и мировосприятия у каждого человека! Поражаюсь....
petru44a
Mar. 17th, 2009 05:52 am (UTC)
Да уж, проблема! для меня имена были существительными: владимирлич, тюталюба, дядявадя, а вот учить стихи и языки никогда не получалось,приходилось тупо учить и я до сих пор помню кусок своего диалога по немецкому: "ви гефельт ес инен хиа, аб ахцейн ур шпильт хиа айне данц капелле..." ))) тоже самое с номерами кодов, телефонов и тд... Чтоб вспомнить комбинацию, мне надо хотя-бы клавиши с цифрами,как на телефоне нарисовать))))
tanja_shi_no
Mar. 17th, 2009 08:16 am (UTC)
Ой, я тоже немецкий учила.:):) Только с ним у меня было все в порядке, и даже - с номерами телефонов. Хотя память тоже ассоциативная в принципе... Но имена - только расслаблюсь, и уже все забыла и сейчас уже!:):)
galimatja_44
Mar. 17th, 2009 06:22 am (UTC)
Смешные истории!
galimatja_44
Mar. 17th, 2009 06:27 am (UTC)
Вспомнила совсем детские истории - звала соседку Анисью Ивановну - Асинавана, а школьного сторожа Филиппа Карповича - Фипкальчик. Поскольку общение было только домашнее и с соседями, а их родители звали по именам и отчествам. то и я копировала как могла.
tanja_shi_no
Mar. 17th, 2009 08:14 am (UTC)
Особенно Фипкальчик понравился....:);) Хи-хи......
galimatja_44
Mar. 17th, 2009 04:11 pm (UTC)
Фипкальчик был хороший, он пришел с войны после ранения, хромал, катал нас на лошади!
tanja_shi_no
Mar. 17th, 2009 04:59 pm (UTC)
Представила его себе. Прелестный персонаж.:):)
_alexashka_
Mar. 17th, 2009 08:04 am (UTC)
Но запомнить имя человека при первой встрече мне очень сложно. Я как то увлекаюсь самим человеком, личностью, а имя сразу же вылетает из головы...

абсолютно такая же история! :-) я все думал -почему? Вы смогли очень точно сформулировать причину
tanja_shi_no
Mar. 17th, 2009 08:15 am (UTC)
А все удивлялась, что я одна такая забывчивая... А оказывается - вон нас сколько!:):)Тут столько комментариев написали...
my_toushka
Mar. 17th, 2009 09:34 am (UTC)
Приятно читать про схожие проблемы :)
Для меня почему-то сложнее всего отчества. Имена и фамилии - более-менее запоминаю, а вот с отчествами всегда была просто беда. Особенно в юности-молодости мешало, когда взрослых дяденек и тетенек по имени особо не назовешь. И еще очень мешало, когда по работе брала интервью у всяких важных личностей. Идешь к какому-нибудь депутату, и твердишь имя-отчество как стихотворение.
Сейчас как-то проще стало - с переходом в другую возрастную категорию и с изменением корпоративной культуры. Стало больше принято называть друг друга по имени - скорее всего, заимствовано из принятых правил общения на английском.
tanja_shi_no
Mar. 17th, 2009 09:36 am (UTC)
и мне очень приятно найти столько людей со схожей проблемой. А то я вечно стеснялась - думала я одна такая невнимательная.... Оказывается, это не такая уж и редкость. :):):):) Да: отчество - это особо сложно... В детстве просто невыносимо. :):)
helena_tru
Mar. 17th, 2009 01:43 pm (UTC)
Да такая же проблема!
Журналист за день может пообщаться с десятком людей, решить кучу вопросов. А на завтра будет толпа других людей. Как тут всех упомнишь? Вот на лица память отличная, а с именами - каша в голове. Когда начинаю звонить куда-либо, раскрываю "склерозник" с именами-отчествами-секретаршами-помощницами... Уф! :)
tanja_shi_no
Mar. 17th, 2009 04:58 pm (UTC)
Ну то журналистка..... А я школьницей была и одно имя запомнить вроде как не сложно. Все запомнили - а я - нет.:):)
helena_tru
Mar. 17th, 2009 06:37 pm (UTC)
Зато я всегда теряю счета за коммуналку! И забываю ключи и мобильник дома! Я могу позвонить человеку и забыть, кому и зачем звоню. Могу текущий год забыть. И вообще у меня память дырявая. :)
Кто круче меня?! :):) :)
tanja_shi_no
Mar. 17th, 2009 06:56 pm (UTC)
Я круче: сегодня пять раз спросила у мужа какой сегодня день недели и число, каждый раз спорила, что 15ое до хрипоты, потом наконец сдавалась. на пятый раз муж странно на меня посмотрел и предложил съездить отдохнуть на море...:);) Хи-хи....
helena_tru
Mar. 17th, 2009 07:14 pm (UTC)
ты - круче.
(сникает)
но я чем-нибудь отличусь! Чес слово!
tanja_shi_no
Mar. 17th, 2009 07:25 pm (UTC)
"Щас, как забуду как меня зовут"....:);) Шутю...:):):):);)
barvik_e
Mar. 17th, 2009 02:27 pm (UTC)
А я жутко боялась своего первого начальника, работать к которому пришла еще студенткой... И называла его через раз - то Сергей Борисович, то Борис Сергеевич.... А он отзывался!
tanja_shi_no
Mar. 17th, 2009 04:58 pm (UTC)
Какой чуткий человек попался - раз отзывался. Это повезло. А то многие сердятся, или обижаются.:):)
(Deleted comment)
tanja_shi_no
Mar. 17th, 2009 06:49 pm (UTC)
Согласна.:) Пробовала и это.:):):) Но оказалось, что мои представления о том, что подходит человеку - особенно при первом знакомстве, и реальность немного отличаются. :) Так что мне легко запомнить имя, когда я уже узнала человека поближе, а это - не с первого раза.:) С первого раза кажется, что много разных имен подходит человеку.:) А в детстве имя и отчество вообще никому не подходили, так мне казалось. Имя - еще понятно. Но зачем второе имя!:):) Так многие дети считают....
il_ducess
Mar. 17th, 2009 06:32 pm (UTC)
Ой с именами современников у меня самой полный бардак. С первого раза точно не запоминаю. А еще напрочь забываю имена тех с кем когда-то училась. Но не в одной группе, а в потоке. Смешно получается на встречах. Хожу с подругой и тихо ее спрашиваю: вон та девушка лицо помню, Марин скажи как зовут. Девчонки надо мной смеются. Если при мне начать вспоминать какие-то события из учебной жизни упоминая чьи то имена, у меня возникает сразу вопрос, а я с ними училась?

Вот с императорами, историческими деятелями все в порядке:):)
tanja_shi_no
Mar. 17th, 2009 06:50 pm (UTC)
Лица я тоже хорошо помню - и императоров. Про последнее все так удивлялись в школе и институте, говорили: как ты можешь их помнить, они все одинаковые...Ну для меня это ужасно звучало...Какие такие они одинаковые!:):)
nosalumbra
Apr. 6th, 2010 07:33 am (UTC)
У меня тоже проблема с запоминанием имён. Но меня спасает патологическая честность и искренность:))) Я не стесняюсь говорить, что у меня плохая память на имена. Люди относятся с пониманием: музыканты они такие рассеянные :) Но обычно я стараюсь предупредить не самого человека, а тех людей, которые меня с ним знакомят. Так мне предстояло познакомится с родителями одной моей подруги. Задача была сверхсложная: запомнить не просто два имени, а ещё и с отчествами. Вот мне подруга через каждые пол часа напоминала. Она сама лингвист, поэтому для неё имена, как и вообще слова, это как для меня простой мотивчик, его невозможно не запомнить :)
tanja_shi_no
Apr. 6th, 2010 08:02 am (UTC)
Это очень правильно сразу предупредить о своей особенности! Тогда и обидно никому не будет. А я всегда забываю предупредить...... А потом, когда разговор уже в разгаре - не до этого.... Хотя приходится, естественно, как то выкручиваться. :):):) Как говорится: "и смех и грех". :):):):):) Но люди на меня никогда не обижаются. Это я волнуюсь, что их обижу своей неловкостью. :):):):):)