?

Log in

предыдущая запись | следующая запись

Вчера посмотрела впервые в жизни знаменитый фильм "Голубой ангел" с Марлен Дитрих. Давно собиралась, ибо довольно мало вообще знаю об этой актрисе и нужно было с чего то начинать - больше видела ee знаменитые фото, читала о ней, а в кино она мне попадалась мельком. Читала, что Марлен Дитрих вся сделана освещением - это просто классика для осветителей и фотографов, искусстными женскими хитростями и гримом, а, вопреки модному мнению, актриса не пользовалась особой популярностью: ростом 165 см (по паспорту), полная, с плоской грудью и мужскими повадками, она не блистала красотой и сделала себя сама, слепила образ личным обаянием. Читала я и, что фильм "Голубой ангел" снят по произведению Генриха Манна «Учитель Гнус», стал первым звуковым фильмом в истории немецкого кинематографа. Помнила и то, что это был триумфальный успех тогда еще не настолько успешной актрисы Марлен Дитрих. В общем этот фильм был напрочь связан в моем сознании именно с именем Марлен Дитрих .

Но оказалось, что в этом наивном шедевре из прошлого есть другой фантастический актёр, который, в моих глазах, напрочь затмил банальную и скучную в этом фильме Дитрих.... Что Дитрих - практически такая же, как на фото - ничего особенного. А вот другой главный актёр - это Эмиль Яннингс, играющий там драматическую роль того самого несчастного и соблазнённого певичкой кабаре профессора. Играет он великолепно. Великолепно!!! Фильм 1930 ого года, там все настоящее, искреннее, без спецэфектов и ломания, и над судьбой несчастного профессора искренне плачешь.Это сильная игра.... А что Дитрих?.... - икона стиля, узнаваемый образ - для тех времён невероятно соблазнительные одеяния и манеры, почти порнушка, но никакой игры - живая кукла. К диску прилагались всяческие дополнительные материалы - фильмографии, биографии актеров, и песни Дитрих. Песни она пела уже очень старая - в образе Диснеевской Мисс Дьявол - эдакой кинодивы, путающейся в мехах и узком вечернем платье. Узнаваемый голос, речитатив вместо пения и пошлость кинодивы. Ей незачем было играть, петь и вообще что то делать - зрителю было нужно только ее явление. На этом фоне игра актёра Яннингса стала еще рельефнее и объемнее. Не было бы его - не было бы Марлен Дитрих, ибо этот фильм не имел бы такого успеха, там не было бы этого контраста несчастного, униженного старика и холодной, красивой, пустой певички.... Быть может, зрители просто и не увидели тогда прекрасной игры актёра за чулками, панталонами и откровенностями сверхсоблазнительной по тем временам Дитрих... Сейчас вся эта эротика смотрится наивно и мило, а манера съёмки, декорации и историческая, антикварная ценность фильма мне была гораздо важнее. Вспомнился мой любимый фильм Чаплина "Огни рампы", снятый уже в 1952 году. Он добрее и не так трагичен - но тема схожая. В нем гениальная музыка , но я не знала, что задолго до него уже был такой фильм - Марлен Дитрих все заслонила. Не особо сильно люблю ее стилистику и эти тонкие , выщипанные брови - потому просто откладывала диск в сторону не зная, что фильм хорош. Понимаю, что это самый первый серьёзный фильм Дитрих, Но разговор не об этом, а о том, что за расхожими штампами, принятыми суждениями и сложившимися образами часто прячется что то необычное и ценное, особенно, если посмотреть на это свежим взглядом.



Кстати, меня потрясло и то, что Марлен Дитрих, как известно активную антифашистку, уехавшую из Германии в 1939 ом году, немцы, после падения фашистского режима считали предательницей. (!!) Выходит немцы не раскаялись в фашизме?... Ведь она , естественно, была не против Германии, а против фашизма. Цитирую фрагменты биографии Дитрих: "В 1960 году она впервые приехала в Германию, которую покинула за тридцать лет до того. Реакция на ее выступление в Берлине была смешанной — многие по-прежнему считали ее предательницей. Марлен с горечью признавалась: "Немцы и я больше не говорим на одном языке". До самой смерти она отказывалась от новых поездок в Германию.Символ сексуальной привлекательности для нескольких поколений зрителей, Марлен Дитрих умерла 6 мая 1992 года в своей квартире на Авеню Монтань в Париже. Ее последним желанием было, чтобы ее тело похоронили в родном Берлине, но согласие на захоронение было получено от немецких властей не сразу — ей не могли простить антинацистскую деятельность. Спустя десять дней Марлен все-таки похоронили в Берлине, рядом с могилой ее матери. В 1998 году новая площадь в Берлине была названа ее именем, а спустя десятилетие после смерти, 18 апреля 2002 г., Марлен Дитрих было присвоено звание почётного гражданина Берлина как "посланника демократической, свободолюбивой и человечной Германии" в надежде, что это "станет символом примирения Берлина с ней"." Вот ведь...Тут есть о чем задуматься......

Почитать о Марлен Дитрих можно тут.
О фильме "Голубой ангел" можно почитать здесь.
Об актере Эмиле Янннгсе можно почитать тут.










Comments

memento_mary
May. 18th, 2009 09:09 pm (UTC)
Марлен Дитрих - прекрасная женщина. Я не много смотрела ее фильмов, в принципе, не это нужно. Она прекрасна своим образом, и я никак не могу согласиться с тем, что это "ничего особенного" и хорошо только "по тем временам". Я всех современных т.н. "красивых и сексуальных" актрисуль и моделей из глянцевых журналов отдам за одно хорошее черно-белое фото Марлен.

Что касается антифашизма и сложных отношений Марлен с ее родиной - я не настолько владею вопросом, чтобы всерьез говорить о ее убеждениях, но одно дело не принимать участие в гитлеровской пропаганде, а другое - активно сотрудничать с пропагандой стран, ведущих войну против твоей родины. Одно дело послать на три буквы Геббельса вместе с его предложением о сотрудничестве (о чем любят рассказывать в передачах о Дитрих), а другое дело - выступать на фронте и по радио перед солдатами враждебной армии. Нам, как победителям фашизма, симпатично, когда человек выказывает антифашистские взгляды, но я нисколько не удивлена, что у немцев могла быть на этот счет иная точка зрения.
tanja_shi_no
May. 19th, 2009 07:29 am (UTC)
Я сравнивала ее не с современными актрисулями, - они меня не интересуют - а, естественно, с другими хорошими и знаковыми актрисами прошлого.:) К тому же фото - это одно, а игра ее - это другое. В том то и дело, что именно в этом фильме она совершенно НИКАК не играет. Может в других все иначе. Я сразу отошла от штампа и увлеклась ролью ее напарника в фильме. Это потрясающий актер.:) А Марлен там - как фото.:):):) Возможно так и было задумано режиссером. Просто посмотрите этот фильм, и все поймете. Я даже ее не критикую. Просто о фильме сложился стереотип, который в моих глазах разрушился.:):)

Про антифашизм - я и про это подумала... Говорю: "есть над чем подумать". Сложный вопрос. Однако на мой взгляд, своих, да настолько знаменитых, да знаковых, прощают. Мне вообще не понятны действия людей по "непрощению" в глобальном масштабе, когда кто то кого то не зная лично может не прощать.... Это удивительно в современном мире. Как можно, например, не простить священников в советские времена сотрудничавших с аккупантами? Для меня это нонсенс, - они давно расстреляны, эти священники, умерли мученической смертью от рук своих же.... Что их не прощать? Они такие же русские, так же жили у нас, как и мои предки, как я живу. Вот не простить обидчика своей матери, что обидел ее на моих глазах, я могу. Но абстрактно что то не прощать кому то не могу.... Вот и такие размышления у меня появились в связи с прочтенным. К тому же, если верить официальным биографиям, Марлен Дитрих снималась, жила в в Голивуде и замеченной в антинемецкой пропаганде не была. Она даже говорила в фильмах с немецким акцентом. Наверное, ей надо было отказавшись от покровительства Гитлера просто не петь и похоронить себя заживо. И каждую песню перед не немцами можно тогда назвать пропагандой. Но тогда не было бы ни прекрасных фото Марлен, ни ее самой. Мы просто ничего не знали бы о ней. Так что все же странно это было....

Edited at 2009-05-19 07:31 am (UTC)
memento_mary
May. 19th, 2009 08:59 am (UTC)
в этом фильме она совершенно НИКАК не играет.
А в этом фильме она и задумана как такая кукла-пустышка, единственное назначение которой - служить гибельной приманкой для главного героя. Как раз это и вызывает сострадание к нему: ну что же ты в ней, кукле этакой, нашел? Зачем ради куклы себя губить?

Просто посмотрите этот фильм, и все поймете.
Я его смотрела лет 15 назад. И помню довольно хорошо свое тяжелое впечатление.

Как можно, например, не простить священников в советские времена сотрудничавших с аккупантами
Я не могу ни прощать их, ни не прощать. Бог простит, если то, что они делали, в его глазах - правое дело. В чем я лично сильно сомневаюсь.
Вот насчет того, что они все умерли... да, это единственная вещь, которая примиряет людей с их врагами. Смерть уравнивает всех в том плане, что люди предстают перед судом выше суда людского. Так что мстительности никакой по отношению к ним я не испытываю. Но и уважения тоже никакого.

А прощения заслуживает только тот, кто осознал, пусть и в смертный час, что поступал дурно. Раскаяние - великая вещь. Вспомните двух разбойников :)

снималась, жила в в Голивуде и замеченной в антинемецкой пропаганде не была

Вот что пишет Википедия:
In December 1941, the U.S. entered World War II, and Dietrich became one of the first celebrities to raise war bonds. She entertained troops on the front lines <...> Dietrich was known to have strong political convictions and the mind to speak them. Like many Weimar-era German entertainers, she was a staunch anti-Nazi who despised antisemitism.

Dietrich recorded a number of anti-Nazi records in German for the OSS, including Lili Marleen. <...> She sang for the Allied troops on the front lines in Algeria and France, and went into Germany with Generals James M. Gavin and George S. Patton. When asked why she had done this, in spite of the obvious danger of being within a few kilometers of German lines, she replied, "aus Anstand" — "it was the decent thing to do."

Т.е. женщина собирает деньги на войну против своей родины, выступает перед солдатами союзников, сражающимися против ее родины, и при этом называет все это "достойным делом". А между тем, у нее, в отличие от немецких солдат, было право выбора, было свободное право, живя в США, декларировать свои "антинацистские убеждения", "осуждать антисемитизм" и так далее. Помните, у Ахматовой - "я была всегда с моим народом, там, где мой народ, к несчастью, был"? Марлен не могла бы сказать о себе того же.

tanja_shi_no
May. 19th, 2009 09:42 am (UTC)
:):) Ну в первой части своего ответа мне, Вы практически мои слова и пересказали мне же..... Да: Бог простит всех и не нам судить. Именно это я и имела в виду по большей части.:):) И т.д. и т.п.

А вот в том, что Марлен Дитрих была предательницей - Вы меня не убедили все равно. Вопрос спорный для меня. Видно немцы что то особенное думали о Марлен Дитрих, точнее их руководство и лидеры. С таким же успехом предателями родины можно считать русских эмигрантов послереволюционных. Они же жили, работали, платили налоги в Европе.... И не все активно высказывали свои мнения о политеке и лидерах тех лет.:):) Как то не доказательно все то, что приводят в качестве примера про Марлен Дитрих..... По крайней мере живя в Германии в обычных немецких семьях, общаясь с немцами обычными в 90ых годах, я, будучи девочкой, совсем не слышала никакого негатива о Дитрих. Обыватели говорили про нее: она наша немка, и гордились. Все было просто и без обвинений. Так что все эти разговоры про предательство , мне видятся политическими спекуляциями, потом радостно повторяемыми журналистами. :):):) А посмотрев на то, как пожилая Дитрих выступала на сцене, я вообще поняла, что и Германия, и весь мир, с возрастом ее мало интересовали.... Судить по лицу дело неблагодарное, но на меня смотрела с экрана совсем иная женщина, чем на ранних фото и глубоких мыслей в ее лице не было. :):) Такие вот мои личные впечатления о Марлен Дитрих и фильме "Голубой анегел".:):)
memento_mary
May. 19th, 2009 11:08 am (UTC)
Вопрос и для меня неоднозначный. Я не осуждаю ее поступок и не восхищаюсь им. Для меня такая постановка вопроса - моральная дилемма. С эмигрантами все точно так же, я сама хотела привести этот пример. Одно дело уехать из страны и мирно жить за границей новой жизнью, а другое дело - вооружать или прославлять иностранную армию, которая должна скинуть неугодное правительство на твоей "бывшей" родине (ну и попутно убить какое-то количество твоих бывших соотечественников). Ведь многие "белые" эмигранты поддерживали армии Антанты в гражданской войне, не принимая в расчет то, что эти иностранные армии будут стрелять в пусть и "красных", но таких же русских людей. Я хочу сказать, что для мирного времени и для военного законы разные, и то, что в мирное время не является предательством, на войне часто именно на него и похоже.

Пожилая Дитрих на сцене - удовольствие на любителя. Я вообще не люблю жанр кабаре и подобное пение трогает меня очень мало. Более того, рискну предположить, что мир мало что бы потерял без поздних записей Марлен.

tanja_shi_no
May. 19th, 2009 12:17 pm (UTC)
Мне и добавить тут нечего. :) Согласна полностью. И особенно, что касается пожилой Марлен. Все же иногда так важно вовремя остановиться.:):) И я сама не ожидала, что фильм "Голубой ангел" с таким простым и классическим сюжетом заставит меня подумать о столь сложных проблемах.....