?

Log in

No account? Create an account

предыдущая запись | следующая запись

Родина Кутузова.

Михаила Илларионовича Кутузова знает каждый. Сколько ему посвящено книг, стихов, сколько памятников поставлено, сколько наград его именем названо. Великий человек... Но есть ли в России музей лично самого Кутузова? Как ни вспоминайте - не припомните ничего... Есть Панорама Бородинская битва в Москве и "кутузовская" изба, есть дом, где жил Кутузов в Петербурге, но нет музея... Зато есть в России место, откуда произошел род Кутузовых и кое что на родине великого полководца уцелело, хотя нет там сейчас уже родовой усадьбы, да и мало кто об этом месте знает. Это нынешняя псковская область - рядом со знаменитым заповедником Михайловское. Добраться туда, так же, как до музея Мусоргского , о котором я недавно писала, так же не легко - это примерно 800 км от Москвы, да не по прямой, а крюками и загогулинками. В общем, место это - тайное и сокровенное, но очаровательное.





В последнюю поездку в Михайловское - в начале мая этого года - мы много уделили времени обследованию окрестных Михайловскому и мало известных нынче усадеб. Большинство из них - в руинах. Некоторые, упоминаются в письмах Пушкина - это его ближайшие соседи. Повезло нам побывать в двух деревнях, где были имения Кутузовых - Матюшкино и Теребени. Матюшкино принадлежало сестре Кутузова, а в Теребени похоронены отец и мать Кутузова. Сами места - потрясающей красоты и нереальной пустоты, но деревни все обитаемы и довольно ухожены по меркам дальнего подмосковья, что типично для уютной псковской области, слегка напоминающей прибалтику, особенно у границ.

Род Голинищевых - Кутузовых принадлежит к одному из древнейших дворянских ро дов России. Он происходит «от мужа честна Гавриила», выехав шего к князю Александру Невскому «из Прус». Праправнук Гавриила Фёдор Александрович сохранил прозвище своего отца Александра Прокши «Кутуз» (подушка) и стал родоначальником Кутузовых. Внук же Александра Прокши («Кутуза») и племянник Фёдо ра Александровича Кутузова Василий Ананьевич имел прозвище «Голенище» и от него пошли Голенищевы-Кутузовы. Правнук Василия Ананьевича Голенищева-Кутузова, умерший в 1580 г., был похоронен в Псково-Печерском монастыре, о чём гласит текст керамиды (надгробной плиты) в пещерах монастыря: «7088 (1580) июля 20 преставился р. б. Иван Иванов сын Голянищева-Кутузова».

О том, что ветви, идущие от основателя рода Голенищевых-Кутузовых, прочно обосновались на Псковской земле, говорят копии жалованных гра мот царей Михаила Фёдоровича, Алек сея Михайловича, Фёдора, Иоанна и Петра Алексеевичей Романовых, хранящиеся в Псковском архиве. Землями на Псковщине жалуются за верную службу царю четырежды правнуки Ва силия Ананьевича Голенищева-Кутузова: Фёдор, Елизар, Ульян Александрови чи и их двоюродные родственники, братья Михаил и Иван Савиновичи.


Подробнее о роде Голинищевых - Кутузовых и их жизни на псковской земле можно почитать здесь: http://culture.pskov.ru/ru/families/object/6

В Матюшкино сохранилась деревянная церковь, построеная сестрой Кутузова. Она действующая, но, как водится в провинции, закрыта - батюшка, наверное, в полях.... Еще там есть чудесная школа в здании 19 ого века - работающая. Сохранился парк - но он теперь среди деревни, угадывается по липам на крестьянских дворах. Живописная деревня, окруженная сосновыми лесами... Находится она на нынешней дороге от Михайловского в Опочку, добраться до нее легко, и, проездом из Михайловского, можно запросто заехать туда.







Это и есть школа.



А это храм, построенный сестрой Кутузова - вид у него довольно странный.... Почему так - нам никто сказать не мог. Но все в целости и сохранности - вокруг кладбище. Храм охраняется государством.



Михаилу Илларионовичу не часто приходилось бывать в кругу своей се мьи, ведь 28 лет он провёл в походах и сражениях, но он с трогательным вни манием и заботой относился к своей жене и дочерям. Женился М. И. Голенищев-Кутузов в 1788 г. на дочери инже нер-генерал-поручика Ильи Александровича Бибикова - Екатерине. У них было 6 детей. К сожалению, единствен ный сын Николай умер в грудном возрасте от оспы.

Дочери полководца не были связа ны с Псковской землёй. Но на опочецкой, великолукской, псковской, гдовской землях остались его брат и сестры. Не так часто бывал Михаил Илларионович в родных местах, где провёл детство.

Михаил Илларионович проявлял заботу и о своих сестрах. И не только потому, что «отец завещал братьям платить за них недоимки», как пишет Анна.

В 1812 г. полководец выхлопотал пожизненную пенсию в 2 тыс. рублей в год для своей младшей сестры Дарьи. Дарья Илларионовна до смерти отца жила с ним в Ступине. Из дела об узако нении права наследования Д. Л. Голенищевой-Кутузовой сельца Матюшкина Опочецкого уезда с деревнями и пусто шами выясняются любопытнейшие детали. Дарья пишет: «...как из того име ния означенным родителем нашим при жизни ево на следующую мне часть выделено ничево не было и ни чем владения не имела, то оные братья мои после родительской кончины поговоря между собой полюбовно про шлого 1784 г. ноября 10 дня на ту следующую часть отделили мне...». Большая часть владений, отданных Дарье, числилась за Семёном, в том числе и Матюшкино. Деревни Варыгино, Макси мове, Тархова, пустошь Маклакова в 1782-83 годах были в совместном владении братьев.

Девица Дарья Илларионовна, дочь генерал-поручика и кавалера Илларио на Матвеевича Голенищева-Кутузова (так её называют во всех документах) обращается в Синод за разрешением построить в с. Матюшкино церковь. В конце описи Никольской церкви с. Ма тюшкино за 1802 г. сообщается, что «оные вещи все устроены госпожой ге неральской дочерью Дарьей Ларио-новной Кутузовой 1795 г. ноября 4».

Дарья Илларионовна не только по строила на свои деньги церковь, но и весь интерьер и церковная утварь были устроены ею же.

За ней с 1794 г. в Матюшкине числится небольшой винокуренный завод. По данным 1807-1808 годов он выра батывал 90 вёдер вина в год, то есть на самом деле был винокурней. В 1813 г. этот заводик числится за Прасковьей Осиповной Снавидовой, племянницей Дарьи Илларионовны.

После 1823 г. её имя в документах не встречается. Конечно же, помещица должна была быть похоронена в Ма тюшкине.




Остатки барского парка....











За камнем поставленным в честь основания села - храм и погост.











В деревню Теребени мы поехали в другой день, так как это довольно далеко от Михайловского и совершенно в другую строну. Ехали через Ново Ржев, по пути смотрели разные другие усадьбы. В самой деревне Теребени нет ничего кроме храма дивной красоты и трогательности. Жаль мы не нашли никого, кто открыл бы нам храм. Все как вымерли в тот жаркий день - перед грозой. Встретили одну корову, она была очень общительной, но ничем помочь нам не смогла, увы.

Церковь находится в деревне Теребени Опочецкого района. Построена во второй половине 18 века, по одним данным – местным помещиком Карауловым, по другим – бригадиром Михаилом Илларионовичем Кутузовым (будущим великим полководцем) над прахом его родителей. Церковь деревянная, обшита тесом.

Церковь Воскресения Словущего – один из немногих памятников деревянного зодчества на Псковщине, сохранившихся до наших дней. В 1895 году при церкви была открыта церковно-приходская школа. В подвале храма находится склеп, где похоронены генерал-поручик Илларион Матвеевич Голенищев-Кутузов и его жена Анна Илларионовна (урожденная Бедринская). Имение Голенищевых-Кутузовых – Ступино (ныне не сохранившееся) – находилось неподалеку от Теребеней. На кладбище возле храма сохранился родовой склеп помещиков Львовых, могилы помещиков Карауловых и несколько древних каменных крестов.


Тело отца Кутузова сохранилось нетленным. Об этом были передачи по телевиденью: http://www.civilization-tv.ru/index.php?a=programs&p1=2&id=247

Умер Илларион Матвее вич в 1784 г.

Бригадир Михаил Илла рионович над мес том захоронения отца строит церковь Христова Воскресения. Над писи на деревянных подпрестольных крестах сообщают, что приделы Св. Варвары и Знамения в Теребенском погосте освящены «1778 году месяца ноября, 26-го дня», храм Воскресения Христова«1791 -го, месяца ноября, 2-го дня». Данные переписал настоятель Воскресенской церкви села Теребени священник Георгий Мицов.


Так храм выглядит со стороны ворот и деревни:



Это деревня с любопытными котами (привет котику Джозику!)



Надо сказать, что в деревнях там ничего не прячется, не запирается, а забор существует только в виде изгороди от скотины между огородом и полями, или парадных ворот у дома, а так: полная идилия без замков и многометровых заборов....









Церковь не только полностью деревянная, не только 18 века, но и топится до сих пор дровами, коих тут очень много вокруг.



Снаружи, на кладбище сохранилось несколько интересных надгробий.





















Обойдя храм вокруг, мы увидели совершенно прекрасный пейзаж с храмом на холме на фоне предгрозового неба..... И ...очень удивили местную корову - туристы там не частые гости.















Местные валуны, что свойственны псковской земле, так красиво смотрятся в пейзаже.... Попадаются просто огромные, как этот.









Местные низкие, каменные ограды цервей и кладбищ - просто очаровательны.







Парка и усадьбы там нет. Правда совсем рядом, километрах в 15, есть бывшие усадьбы других помещиков - не Кутузовых. О них как нибуть потом расскажу еще, если Бог даст. Они того стоят.

Такие вот сокровища красоты и истории таит в себе псковская земля - родина Кутузова. Влюблена в эти места и их спокойную красоту, которая, как только там немного побудешь, начинает заполнять собой всю душу и сердце человека - все его существо.


Comments

madiken_old
Jun. 2nd, 2009 03:34 am (UTC)
Спасибо огромное. Как хорошо, что вы туда добрались, и впрямь сокровенное место. И церкви стоят нетронутые. Вот у нас, чем дальше от государства, тем сохраннее. Местные-то жители получше сохранят. Много там местных? Или как у нас - дачники в основном?

Как же туда сам Кутузов добирался, несколько недель, наверное, ехал из Москвы.
tanja_shi_no
Jun. 2nd, 2009 07:44 am (UTC)
Это эти стоят нетронутые. Там и батюшки есть и службы - наверное, местные краеведы к тому же сохранили. Есть храмы и сильно разрушеные, о них потом напишу - да и фамильной усадьбы кутузовых нет там ни одной - все разрушили во время революции и гражданской войны. А род кутузовых владел там очень многими землями и был разветвлен. Да что говорить: Михайловское тоже разрушили во время революции - просто его восстановили потом. Так что ближе к Москве наоборот храмы восстанавливают сейчас , им повезло, рядом есть благотворители - а дальше все брошенное. Эти храмы - счастливое исключение. Тем более деревянные! Недавно я писала о храме в Рождествене около своей дачи, помнишь? А всего то 70 км от Москвы - и уже никому не нужен, никаким спонсорам.

А вообще там, в Псковской области очень мало храмов вообще изначально, не как в Московской - в каждом селе - места пустынные, слабо заселенные. Даже город один называется Пустошка. :) Дачников там нет вообще. Понятие дача и садовое, дачное товарищество там отсутствует. От Москвы это 800 км - дальше Михайловского, от Питера тоже далеко -500 км. В Михайловском , а оно от Питера 500 км - есть коттеджи и гостиницы для отдыхающих, туда приезжают питерцы, но как у нас на Валдай - москвичи, например - на выходные большие, в отпуск, но не на дачу каждые выходные. Сотки свои там не роют как кроты. Домов брошенных в деревнях мало - везде живет народ.

А Кутузов во взрослом состоянии там мало бывал. Отец его там жил на покое - т.е. перебрался раз и на долго.. Добирались - как Пушкин, столько же, - долго, конечно, но они ехали из Петербурга. Насколько я помню - 3 дня, с остановками.
petru44a
Jun. 2nd, 2009 03:45 am (UTC)
здорово!
спасибо огромное!
tanja_shi_no
Jun. 2nd, 2009 07:20 am (UTC)
:):):) Сама с удовольствием вспоминаю эту поездку...:):)
a_dedushkin
Jun. 2nd, 2009 05:26 am (UTC)
Большое спасибо! Места замечательные!
tanja_shi_no
Jun. 2nd, 2009 07:20 am (UTC)
Не только пушкинские, но и кутузовские, как выяснилось....:):)
ovoshkosmos
Jun. 2nd, 2009 05:45 am (UTC)
Очень красивые фото храма.
tanja_shi_no
Jun. 2nd, 2009 07:20 am (UTC)
Он и в жизни производит впечатление очень красивого - не смотря на его простоту....:):)
ovoshkosmos
Jun. 3rd, 2009 06:08 am (UTC)
Ещё свет хороший случился, по-моему)
tanja_shi_no
Jun. 3rd, 2009 06:18 am (UTC)
Это да..... Волшебное состояние природы: перед грозой в мае...:):)
av4
Jun. 2nd, 2009 07:13 am (UTC)
Спасибо, здорово! Пока туда не доехал. А запостите еще и в arch_heritage, в самый раз.
:-)
tanja_shi_no
Jun. 2nd, 2009 07:19 am (UTC)
Спасибо.:) Там много интересных усадеб в псковской области - дороги там хорошие, карты подробные продаются - только добираться туда через тверскую область ужасно.... Тверская область у нас вообще без дорог. А заповедник Михайловское даже сделал заказные, для любителей, экскурсии по окрестным усадьбам и владениям. Экскурсию, я так поняла, надо заказывать сильно заранее - они сложные, далекие. Но мы сами ездим везде - вдвоем, благо всю экскурсионную информацию, что знают, нам музейные сотрудники в приватной беседе и так рассказали. Вдвоем зато сподручнее все исследовать и по закоулкам разным лазить.:):)
.:):)
tina_luchina
Jun. 2nd, 2009 09:36 am (UTC)
Ах какая прелесть! Псковская земля просто замечательна своей природой и людьми жившими и живущими... Они там совсем другие...
tanja_shi_no
Jun. 2nd, 2009 10:13 am (UTC)
Это точно: там как то по особенному привольно, уютно и спокойно..... Нигде такого именно нет.:):)
tina_luchina
Jun. 2nd, 2009 10:17 am (UTC)
Мы совсем недавно были в Суздале. Там хорошо. Покойно. НО по другому. Там хотелось петь и радоваться, а вот когда на псковщину приезжаю то хочется просто дышать... Молча пить эту благодать))
tanja_shi_no
Jun. 2nd, 2009 10:20 am (UTC)
Очень верно подмечено.... В псковской области особый покой разливается в воздухе...... Согласна.:):)
alex_luchin
Jun. 2nd, 2009 09:37 am (UTC)
Спасибо за рассказ и очень интересные фотографии!
Кстати, по ОРТ когда-то шел цикл передеч "Искатели" с ведущем Андреем И.
И одна серия была как раз про эти места )))
tanja_shi_no
Jun. 2nd, 2009 10:13 am (UTC)
А вот там ссылка есть в моей статье - как раз на "Искателей" - там о мумиифицированых останках отца Кутузова.:):)
alex_luchin
Jun. 2nd, 2009 10:17 am (UTC)
Точно! )))) Я и забыл, что это "Цивилизация" выпускала ))))
tanja_shi_no
Jun. 2nd, 2009 10:21 am (UTC)
:):):) А я и не знала, как все это называлось, забыла - помнила, что о мощах родителей Кутузова рассказывали сначала по шепту, потом открыто... Это очень необычное явление....:):)
hippanka
Jun. 2nd, 2009 08:41 pm (UTC)
красота))) такой покой ) особенно фото церкви на фоне неба порадовали
tanja_shi_no
Jun. 2nd, 2009 08:49 pm (UTC)
C погодой нам очень повезло - эффектная она.:):) А покой там такой - что хочется там жить....
(Anonymous)
Feb. 24th, 2010 01:05 pm (UTC)
Воскресенская церковь Теребени
Спасибо за экскурсию.В Теребенях прошло моё детство,правда,это было очень давно(середина 60х годов прошлого века).Батюшкой в церкви был Птичкин Василий Никитич,лучший друг моего детства.Мой прадед,по рассказам, был крепостным у графа Львова.На фото,где под берёзой большой камень,до боли знакомое место,рядом была тропинка,ведущая под уклон,к речке Серебрянке.Я очень давно там не был.
tanja_shi_no
Mar. 1st, 2010 12:42 am (UTC)
Re: Воскресенская церковь Теребени
!!! Как приятно прочесть Ваш комментарий! :):).... Какие трогательные и добрые воспоминания..... Спасибо Вам за искренность.:):):)
(Anonymous)
Jan. 31st, 2012 02:16 pm (UTC)
Re: Воскресенская церковь Теребени
Здравствуйте! Набрела на Ваш комментарий в поисках сведений об о.Птичкине Василии Никитиче, о котором Вы упоминаете. Не тот ли это священник, который служил в Свято-Троицкой церкви в г.Невеле, был там арестован в 1937 году и отсидел 10 лет? Буду благодарна за любые сведения о том человеке, котоый был другом Вашего детства. Допускаю, конечно, что Вы могли ничего не знать о его предыдущей судьбе. Расскажите, пожалуйста, хотя бы в какие точно годы его знали, сколько приблизительно было ему лет, не сохранилось ли у Вас фотографии?
С уважением Елена polurus@mail.ru
(Anonymous)
Jul. 18th, 2010 08:35 pm (UTC)
Теребени
Там и сейчас батюшка замечательный, отец Георгий,будет возможность приезжайте на службу к нему, не пожалейте,словно в сказку попасть.
tanja_shi_no
Jul. 19th, 2010 10:19 am (UTC)
Re: Теребени
Как замечательно! Какая счастливая судьба у этого храма. :) Если даст Бог - обязательно там еще побываем. Хотя для меня это очень далеко....
valushka007
Nov. 9th, 2010 05:58 pm (UTC)
интересная статья и интересно посмотреть на деревню, где прожила 18 лет))
А церковь в Матюшкино потихоньку восстанавливают силами местных жителей)))
tanja_shi_no
Nov. 9th, 2010 06:08 pm (UTC)
Как приятно встретить Вас.:):) Деревня чудесная, места вокруг - восхитительные. Это Ваша родина? :):)
valushka007
Nov. 9th, 2010 06:36 pm (UTC)
Да, Матюшкино - моя родина. В этой школе училась 9 лет))
tanja_shi_no
Nov. 9th, 2010 06:46 pm (UTC)
:):):) Как Вам повезло. Место чудесное, с особенной аурой и историей. Думаю, оно будет незримо хранить Вас, как Ангел хранитель, вс Вашу жизнь.:):):)
valushka007
Nov. 9th, 2010 06:48 pm (UTC)
Да, места для отдыха очень хорошие))
спасибо большое)))
tanja_shi_no
Nov. 9th, 2010 07:11 pm (UTC)
Не за что.:):):) Я почти каждый год бываю примерно в этоих местах - ездим с мужем в Михайловское очень часто, а по пути заезжаем еще куда то рядом.:):)
valushka007
Nov. 9th, 2010 07:31 pm (UTC)
Здорово, путешествовать надо. В России столько прекрасных мест))
Мы тоже часто бываем в Пушкинских Горах)
tanja_shi_no
Nov. 9th, 2010 07:40 pm (UTC)
:):) Да, в России очень много интересного.:):):)
ella_elf
Feb. 8th, 2011 11:08 pm (UTC)
какая же красота! спасибо, что показала)
tanja_shi_no
Feb. 8th, 2011 11:11 pm (UTC)
Не за что!:):) В такую даль не каждый доберется. А нам вот повезло...:)
dinazdv
Mar. 21st, 2011 07:02 am (UTC)
А, Вы не знаете как связана Торопецкая земля ( Тверская область) с Михаилом Илларионовичем Кутузовым?
tanja_shi_no
Mar. 21st, 2011 08:51 am (UTC)
:) Простите, но к сожалению не знаю.:) А почему Вас это так интересует?:):)