?

Log in

предыдущая запись | следующая запись

Преображение Господне.

Вчера решили мы с мамой поехать на Преображение в сельский, подмосковный храм. Не помню года, когда мы с корзиночкой яблок не ездили бы куда то.. Помню годы, когда и мы ездили и в Москву на Преображение – тогда делала огромные букеты в храм "Троицы в Никитниках", парные – к празднику, из флоксов, ягод калины и золотых шаров. Но больше всего вспоминается Иосифо – Волоколамский монастырь, его длинные, строгие богослужения, благодать древней обители, намоленое место, хранящее историю страны, и торжественное освящение плодов, что, так красиво заполняли длинные столы до отказа.. Наверное, то были монастырские фрукты и овощи. Были эти праздничные натюрморты красивы и в сельской местности как то очень уместны – ведь кругом поля, сады, а люди на богослужении были в основном люди, работающие на земле.

Этот раз мы поехали в Никольское. Очень было интересно побывать в отреставрированном храме, посмотреть что, там и как. Да и близко это от нас – я в Никольское часто езжу, и не только на машине, но и на велосипеде.


[1.]


В Никольском, которое правильнее называть Никольское – Гагарино, в этом году восстановили колокольню.


В первый момент я поразилась тому, как похож силуэт колокольни на старые рисунки. Радость захлестнула меня – не верилось, что, дожила до такого события. Видела я Никольское с детства и в таком состоянии – что, жуть брала… За жизнь я облазила в усадьбе все закоулки и мне, несмотря на строгости врачей в детской психиатрической больнице, что находится сейчас в здании усадьбы, довелось бывать в знаменитом овальном зале главного дома, из каждого окна которого открывается неповторимый пейзаж на окрестности. Парк, вся территория этой некогда божественно прекрасной и любимой хозяевами усадьбы теперь находится в запустении. Усадьба, как постройка архитектора Старова с парком Болотова, а в этом я, в отличии от многих исследователей, совсем не сомневаюсь, привлекает очень много внимания туристов. О ней много написано. А я фотографировала ее бесчисленное множество раз. В этот раз, на праздник Преображения, нас ждал сюрприз – разобрали водокачку, что, нелепо торчала между колокольней и храмом. Давно этого ждала. И так в этой местности все опутано проводами и заставлено столбами, весь пейзаж портится - он тут прелестный – а тут еще разные водокачки торчат… Вокруг стали восстанавливать ограду, от которой чудом уцелели входные ворота. Но все мне видится, что, в восстановленной колокольне – да и в храме – много ляпов. Есть и технические моменты, что, не сразу заметны, а есть такие – что, вызывают массу вопросов сразу. Вот неужели архитектор Старов, который построил Таврический дворец в Петербурге, бесспорный классик, мог сделать такие колонны на самом нижнем ярусе колокольни? Абсурд… Ну про ступени в храм из полированного «кладбищенского» гранита я просто молчу… Это уже два года назад заметила – сельская местность, тут на все накладывается какой то своеобразный отпечаток. Да и вообще: слава Богу, что, храм вообще восстановили и его судьба не столь печальна, как у других построек усадьбы. Не знаю, откуда взялись средства на работы. Однако приход из самого бедного в московской епархии превратился в довольно зажиточный. Сегодня я наконец то полностью увидела убранство храма. Внутри единственный построенный Старовом храм очень уютен и красив – он небольшой, сразу видно, что, храм усадебный, камерный. Иконостас, который тоже проектировал архитектор, похоже уже постоянный и по размерам и задумке соответствует храму – а вот насколько он сделан по эскизам Старова – не знаю. У храма, как у памятника архитектуры, должен быть свой современный архитектор - надзор, что, бы следить за сохранностью памятника. Надеюсь, он есть. Иконы в иконостасе глаз не режут благодаря синему фону, но они полностью современные и не относятся к классицизму. Алтарь настолько крошечный, что, сложно понять, как там умещается священник и алтарник. Из окон храма открывается чарующие пейзажи с соснами и дальними – дальними полями. Таких пейзажей из окон Московских храмов не увидишь. А тут даже в алтаре окно почему то ничем не загорожено – ни витража, ни матового стекла. Цвет стен, потолка, похож на подлинный. В простенках вместо живописи повешены части репродукции картины Иванова «Явление Христа народу». По масштабу и сюжету картина подходит, а по времени – конечно нет. Скорее всего там была иная настенная живопись. К тому же репродукции довольно плохого качества, что, и понятно – качественные они были бы очень дороги. Ниже по стенам висят не плохие иконы современного письма – в том числе почему-то Марии Парижской. Есть две хорошие старые, храмовые иконы.


[2.] На фото - типичный пейзаж Никольского.


[3.] Ворота - сохранившийся фрагмент , еще в живописном виде развалин.


[4.] Теперь можно фотографировать храм и с такого расстояния - водокачка больше не мешает.


[5.] Машину просто приткнуть было некуда... А во дворе еще стройка..


Долго ждали батюшку. Слышала о нем, что, он очень добрый, его любят, у него четверо детей, он занимается с ненормальными детишками – сиротами из больницы, что, в самой усадьбе, и очень активно. Церковной лавки в храме нет, cвечи продают за любое пожертвование. Было много детей, мало яблок и прочего урожая. Отсутствие яблок в деревне меня расстроило – чем же еще тут заниматься, как не своим садом и огородом? Жить на земле и не пользоваться ею? Жаль, что все так...


[6.]


[7.]


[8.]


Богослужение длилось долго, пели добровольцы из прихожан. Местный сумасшедший был радостен и все норовил целоваться и обниматься с молодыми дамами, лица которых ему казались знакомыми. Его жалеют. Он был болен, полиомиелитом или чем то подобным, и врач сказал ему, что, если он будет ходить босиком, то вылечится. Вася ходил много лет босиком – круглый год. Я видела его в автобусе, когда еще ездила на дачу без машины. Его болезнь и правда отступила. Но умственное состояние осталось прежним – как у ребенка… Он очень добрый. …..


[9.]


[10.]



Пусть это только призрак усадебного храма Гагариных, но призрак этот прекрасен. ... День Преображения в этом году был приятный, хороший и несомненно праздничный. Хотя снился мне, когда вздремнула после поездки, призрак той усадьбы, что процветала и была так красива. Ее парк…. Ее угодья не обезображенные, не застроенные убогими домиками, не загаженные. Снилось, как сестры Гагарины дивно пели на клиросе в храме, который наполняла нарядная, образованная и интересная публика, княжеские гости, любимая домашняя прислуга – гувернёры и горничные, чистые и опрятные дворовые крестьяне, бабы в белых платочках со светлыми, добрыми лицами…. Снилось, как лакеи несли в храм корзины с наливными яблоками, украшенные персиками, виноградом и ананасами из усадебных оранжерей, а господские дети ждали фейерверка после вечернего чая и катания c гостями на лодках по Озерне… Как давно это все было….. И было ли. …..


[11.]


[12.]


[13.]


[14.]


[15.]


[16.] Очень интересен сквозной проход в колокольне, через который виден вход в храм и окно в алтаре...


[17.]


[18.]


[19.]


P.S.: Несмотря на будний день я видела в Никольском группу туристов с хорошей фототехникой и на микроавтобусе. Хотела с ними познакомиться, но они были суровы и замкнуты, наверное, поехали искать дорогу к парку. Там не очень гостеприимные хозяева, способны любому туристу испортить настроение. Мои вылазки в усадьбу Никольское почти всегда были удачными - постараюсь в ближайшее время повесить самое интересное из старых фото усадьбы, несмотря на то, что информации о ней в сети и так очень много. Вот некоторые ссылки: http://www.proselki.ru/topics/nikol_gagarino/nikol_gagarino.topic.htm
http://orthodox-ruza.narod.ru/nikgagar.htm
О Старове: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B2
О Болотове: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B2,_%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B9_%D0%A2%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D1%84%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87

Кое что из моих старых фото Никольского (примерно 1997 год) с очень плохим качеством - сжатые в файлохранилище Мейла: http://foto.mail.ru/inbox/shino/2135?page=1



Comments

a_barhin
Aug. 20th, 2009 03:17 pm (UTC)
Таня, привет!),

ну и ордер №14 (,
роскошно №18 ),

колокольню люблю чуть ли не с детства,
но размеры в натуре разочаровали,
tanja_shi_no
Aug. 20th, 2009 03:22 pm (UTC)
Привет! :) № 14 фото - и меня это , однозначно, смущает... Что это такое.. В жизни еще страннее, чем на фото...

А ты думал колокольня больше должна быть или меньше? :):)

А так, вроде все как на картинках старых, смотри:

Edited at 2009-08-20 03:28 pm (UTC)
t_spb
Aug. 20th, 2009 06:51 pm (UTC)
Как интересно тебя читать ! Спасибо, что делишься с нами своими размышлениями .
tanja_shi_no
Aug. 21st, 2009 05:07 pm (UTC)
Я так рада, что нравятся мои рассказы...:):)
a_barhin
Aug. 21st, 2009 08:47 am (UTC)
композиция и сюжет колокольни тянет на б`ольшее,
tanja_shi_no
Aug. 21st, 2009 05:09 pm (UTC)
Вот, кстати, пост об этой колокольне. Я так поняла это современные чертежи, и автор поста что то знает о восстановлении колокольни... http://community.livejournal.com/arch_heritage/210411.html?view=3940587#t3940587
memento_mary
Aug. 20th, 2009 04:43 pm (UTC)
Спасибо, Таня! Рассказ очень интересный, и какой хороший храм! Обязательно надо мне побывать там.
Жду рассказа о Никольском!

P.S. Насчет батюшки - к сожалению, часто в наших храмах ощущается какая-то... ненормальность, чаще всего у прихожан, но, как видно, и у священников бывает... Это очень удручает: хотя, как говорит один мой друг, "храм - это лечебница", но не психиатрическая же :(
tanja_shi_no
Aug. 21st, 2009 05:05 pm (UTC)
:):):) Очень рада, что понравился храм и рассказ.:) Постараюсь на выходных повесить и старые фото Никольского.:)

А батюшки - они такие же люди, как и все мы.... И, пожалуй, общество серьезно больно все целиком. И медленно - медленно выздоравливает. Вот: храм восстановили, богослужения в нем регулярные - уже много это. Слава Богу. Даст Бог и еще будут радостные вести....:):)
hippanka
Aug. 20th, 2009 04:53 pm (UTC)
интересный храм ) и рассказ тоже интересный )) не пропадай надолго :)
tanja_shi_no
Aug. 21st, 2009 05:02 pm (UTC)
:):):) Спасибо, солнышко.:):):):) Постараюсь!:)
ansiana
Aug. 20th, 2009 04:55 pm (UTC)
Танюша, привет. Прочитала и стало грустно. Действительно запустение у нас в деревнях. Яблок хороших сейчас не найдешь, все импортные. Даже у нас на даче много было яблок, а сейчас все пришло в упадок. Одни газоны кругом. Старички еще чего-то стараются посадить, а молодежи совсем мало стало, если и есть, то строительством занимаются и траву до земли выкашивают косилками. А насчет батюшки, Вы правы. Нужно более доступно свои проповеди читать, вернуть людей к простой жизни, отвлекать от пьянства.
tanja_shi_no
Aug. 21st, 2009 05:01 pm (UTC)
Да, печально... Одно вот думаю: храм восстановили, колокольню построили, и это чудо нежданное - так может и все остальное постепенно возродится? И сады, и традиции, ....
ansiana
Aug. 21st, 2009 05:23 pm (UTC)
Возродится, обязательно возродится, просто нужно время. мы сейчас как больные, но за болезнью приходит выздоровление, бывает летальный исход, но это все же гораздо реже.
tanja_shi_no
Aug. 21st, 2009 05:33 pm (UTC)
И я считаю: выздоровеем, возродимся! Непременно!:):):)
ansiana
Aug. 21st, 2009 06:36 pm (UTC)
))!
il_ducess
Aug. 20th, 2009 07:43 pm (UTC)
Танюша а я недавно была в Иосифо-волоцком монастыре:)Вот:)
tanja_shi_no
Aug. 21st, 2009 05:00 pm (UTC)
Как чудесно! Это такой дивный монастырь! Сказочное место!:):) Я так рада, что ты его увидела!:):):)
il_ducess
Aug. 21st, 2009 05:18 pm (UTC)
tanja_shi_no
Aug. 21st, 2009 05:21 pm (UTC)
Сейчас посмотрю!:):) А ты не читала воспоминания митрополита Питирима "Русь уходящая"? Там как раз о монастыре много... И вообще книга хорошая. :):)
il_ducess
Aug. 21st, 2009 05:27 pm (UTC)
Нет не читала:) Надо будет раздобыть:)
tanja_shi_no
Aug. 21st, 2009 05:35 pm (UTC)
Очень понравится тебе. Эту книгу во многом сравнивают с "воспоминаниями бабушки Благово"... Время иное - но настрой тот же. И так же интересно. И человек он был дивный...Жаль, умер уже...
il_ducess
Aug. 21st, 2009 05:38 pm (UTC)
Ой, тем более разыщу:)
Бабушку Благово мне уже год Дедушкин обещает:):)
tanja_shi_no
Aug. 22nd, 2009 08:42 am (UTC)
Да, такую книжку сложно отдать читать, она постоянно у всех настольная...
А ее с 1989 ого года, кажется , не переиздавали... В музее Пушкина "нашем" сотрудники ею активно пользуются в научных целях. Я знаю, что на Озоне она продается в аудио варианте, как раз себе собираюсь покупать в машину такой. С воспоминаниями Питирима проще - они продаются везде и в церковных лавках в том числе.:):)
tanja_shi_no
Aug. 22nd, 2009 08:19 am (UTC)
Очень понравится тебе. Эту книгу во многом сравнивают с "воспоминаниями бабушки Благово"... Время иное - но настрой тот же. И так же интересно. И человек он был дивный...Жаль, умер уже...
(Deleted comment)
tanja_shi_no
Aug. 21st, 2009 04:59 pm (UTC)
Да: это большая радость для всех!:):):)
nosalumbra
Aug. 20th, 2009 08:15 pm (UTC)
Привет! Спасибо за рассказ-показ:) А в Тарусу на наш концерт в это воскресенье не заглянете ли?
nihon_rider
Aug. 21st, 2009 05:54 am (UTC)
Прочитал твой рассказ про никольского батюшку и про о.Амвросия Юрасова и припомнилось: "Служил очень толстый и красный священник, с очень грубым лицом. Сколько я знавал священников в женских монастырях, все они почему-то одного вида: за сорок лет, но не доходя до 50, толсты и безобразны с лица (на мужской взгляд). Ничего "духовного", какая-то странная противоположность лику монахинь. Не мог не улыбнуться в себе: "это - как Аписы в Египте". И действительно, отношение к этим толстым, физическим существам одухотворенных монахинь полно благоговения, почти молитвенности: кажется, каждая из них готова бы лечь ковриком "с крестиком" под тяжелыми сапогами пятипудовой фигуры. "Апис! Апис! его существо!" Это из розановского "По тихим обителям". А батя никольский может залетел где, вот его и отправили "духовную жизнь на селе возрождать". Это бывает. Главное - есть поп и есть служба, а чудачества придётся потерпеть. Утомится батюшка в деревне, запьёт с горя, его дальше отправят, а вам нового пришлют.
tanja_shi_no
Aug. 21st, 2009 04:54 pm (UTC)
Как ты сказал замечательно! :):) Прочитала моей маме твои слова - ей тоже понравилось.:):):)
Я еще стеснялась писать очень откровенно свои впечатления, думала меня уличат читатели в осуждении. Потом вспомнила рассказы художника Константина Коровина и митрополита Питирима - о России, вспомнила, как им удавалось все точно, метко, даже несколько вредно описать, но при этом сохранить общую доброжелательность всего повествования и тепло, добро к людям. Конечно, к такому мне еще идти и идти всю жизнь, но вот - пробую понемногу. И так приятно, что все поняли меня, а ты - просто читаешь мои мысли и то, что я не написала тут! :):) И ты прав: главное, что храм открыт, есть батюшка - это главное.:) В конце концов, когда я отошла от всех впечатлений - я именно так и подумала. Все же счастье это: что храм, недавно бывший развалинами восстановили - смотришь, радуешься и глазам своим не веришь.:):):)
adleruwka
Aug. 24th, 2009 12:16 pm (UTC)
Танюш привет. давно не читала тебя
Фотографии как всегда великолепны.
Мы очень часто проезжаем Никольское,
не думала что там так красиво, нужно
будет обязательно заехать, посмотреть
в реальности ворота-развалины, обожаю старину
tanja_shi_no
Sep. 1st, 2009 02:58 pm (UTC)
Спасибо! Рада, что нравятся фото.:)
Никольское прекрасное место - и храм это еще только часть всей красоты. Там же дворец есть... По ссылкам в конце статьи есть кое какая информация о нем. Есть что посмотреть. Хотя, до 1917 ого года там было покрасивее, чем в Версале..... Сейчас это можно себе только представить в фантазиях. ....
ler_s
Aug. 24th, 2009 08:56 pm (UTC)
Хорошие у вас Таня рассказы, и про Никольское и про жизнь на даче, и ваша манера описания и общения...
даже как-то немного странно все это читать, как будто возвращаешься в дореволюционную Россию, как в рассказах Ивана Шмелева... в золотой 19 век...
А хотя, чего странного - изменяется Россия постепенно, изменяемся и мы, возвращаемся к своим истокам, кто-то раньше, кто-то позже...
Батюшка странный говорите..., в провинции им гораздо труднее приходится и в духовном плане и в бытовом... Но я вас понимаю - я бы и сам три часа проповедей не выдержал

P.S. Наконец-то понял чего хочу - дачу с садом, газон, всякие там цветочки, беседки, арки, качели-гамаки и никаких грядок и парников... ну если только совсем по-минимуму - лучок, укроп, пертушка... Куда вот только соседей с их пограничными претензиями и дебильным музоном деть?
tanja_shi_no
Sep. 1st, 2009 03:08 pm (UTC)
Такие приятные слова - бальзам на душу... Спасибо. Приятно так прочесть такое вот... Наверное, на меня так повлияла семья, работа, окружение - вот и сложилось не современное мировосприятие, манеры. Хотя в жизни я вполне современный человек, но вот свои истоки и корни берегу. Верно Вы заметили: все мы меняемся - кто то раньше, кто то позже... То, что у нас было в стране не может исчезнуть бесследно, рано или поздно каждый начинается задумываться и меняться.

Три часа проповедей - это просто из разряда церковных анекдотов. Сама бы такой рассказ услышала - не поверил бы. Наши соседи по даче - милые старички - остались, когда мы освятили яблоки и ушли, а потом такие довольные, умиротворенные спрашивают: что же вы ушли - там еще колокола освящали, такое торжество, а потом Батюшка такую проповедь сказал!..... Я чуть не рассмеялась, но сдержалась... Вот им понравились такие проповеди. Как говорится: на вкус и цвет....

Дачу Вы прекрасную хотите... Пусть такая у Вас у будет. Да и вообще пусть таких в стране побольше будет! Такие уголки истинного отдыха, покоя и домашнего уюта... А соседи - они всегда плохие. Есть такая поговорка: "хорошие соседи те - которых нет". И мы на даче порой терпим всякое... Сатирические рассказы можно писать... И ведь не было такого соседства: все со временем уплотняется, делится, меняется. Можно купить участок в поле - наслаждаться пейзажем, а дети уже будут плакать, что пейзаж застроили. Так что: приходится смотреть на соседей по философски... Что делать: от них не убежать.:):):)
ler_s
Sep. 2nd, 2009 09:11 am (UTC)
Спасибо и Вам Таня на добром слове.
Дачу я прекрасную хочу - да-да мечты, мечты...
ну, а пока имеем тещин садовый участок 4 сотки со стареньким скворечником вместо дома и склочных хамов-соседей... гы-ы
Совсем было уже собрался новый дом строить на тещином участке, но опять соседи скандал устроили. То их наш забор не устраивает, то канава... почти как у Райкина: "Есть такие люди которым плохо, когда другому хорошо...". Вобщем теперь опять задумался, а надо ли... Все таки на дачу хочется ездить отдыхать, а не ругаться. Теща говорит что она с ними уже 37 лет воюет, такие вот люди. Причем сначала с их родителями, теперь родителей уже нет несколько лет, так теперь с их "детками" 60-ти летними по новому кругу пошло. Хочется иногда просто плюнуть и вообще туда не появляться...
Вобщем пока что-то не получается создать настоящий уголок отдыха и уюта, увы. Но новый дом строить думаю все-таки...

А покупать другой участок в России пока жива бабка и есть этот - не хотим. Ведь такое почти везде с соседями, кого из знакомых не спросишь, за редким исключением. Эти-то хоть покричать и любят, ну в крайнем случае - заяление в правление, но не более того, а у знакомых бывали и хуже случаи...

У меня многие однокласники понапокупали: кто дом, кто квартиру в Чехии. Говорят там намного спокойнее жить. В принципе оно так и есть. Я тоже подумывал, но не хочу я за границу чтобы жить постоянно. Отдыхать еще ладно. Но ведь не наездишься, как на дачку. Это придется либо сразу на пару месяцев выезжать, либо на все лето.

Ну и потом не очень-то нас русских там и любят, отношение к нам за годы сов.влати совсем никакое - и боязнь и ненависть одновременно, особенно со стороны старшего поколения из Восточной Европы. Нет, не все конечно выказывают открыто, многие скрывают такое отношение. Но все-равно чувствуется. Мы по прошлогодней поездке хорошо это почувствовали на себе и именно в Праге...
Да и на Западе не особо-то жалуют русского человека. Новости-то все слушаем и ТВ смотрим...

А самое главное: храмы-то в основном католические, православных мало...
В той же Чехии еще можно найти, а вот в любимой нами горнолыжной Австрии вообще один православный храм - в Вене, если не ошибаюсь.

Меня в последнее время все чаще посещает мысль: Господь ведь не обещал нам рай здесь на земле...
Поэтому как ни старайся устроить себе здесь "райское гнездышко" - не получится, видимо... Не подумайте только, что это я к тому чтобы вообще ничего не делать - сложить лапки и ползти на кладбище. Пытаться вобщем-то надо, но без фанатизма.
И как Вы правильно заметили: на соседей смотреть, как и на всякие трудности в жизни по-философски...
tanja_shi_no
Sep. 3rd, 2009 10:58 am (UTC)
Я Вас понимаю... Сложно это все. У нас в семье тоже был момент, когда мы хотели выбирать дачу и строиться в другом месте. Точнее не хотели - свое было дорого, но были разные обстоятельства, что вынуждали. Все закончилось хорошо. Но в таком деле слишком долго размышлять нельзя - и дом строится не за год, и новый участок осваивается не сразу... Но 4 сотки для участка, на мой взгляд, очень мало. Это практически огородик, а не сад. Хотя и свой - любимый. А, если все же решите покупать новый участок - у него есть неоспоримое преимущество, которое поймет любой любитель сада, огорода , цветов и дачи - там , на новой земле, все будет очень хорошо расти. Нет там болезней, вредителей. Сейчас поднимать новый участок гораздо легче, чем лет 40 назад, например. Хотя, я понимаю, все же на такое решиться сложно. А так: ставьте от соседей глухой забор и забудете про них вообще. Я вот так и сделала у себя.:) А заграницей жить и я бы не стала... Это крайний случай. ....