?

Log in

предыдущая запись | следующая запись

Сейчас радостные праздники, скоро Рождество. Все так прекрасно и весело, за окном - мороз и солнце. А мне вспомнилось печальное из прошлого. И все из за этого события и фото:

http://galchi.livejournal.com/281688.html

Сгорела дача Муромцевых.... Вспомнилось, что в ночь с 31ого на 1ое число, в 1985 - ом году, практически так же расправились и с нашей любимой мастерской на Плющихе, точнее в Третьем Тружениковом переулке.... Только у нас в доме выключили отопление в сильные морозы, зная, что открыты все форточки в жарко натопленных квартирах - ночью рванули чугунные батареи, все затопило и оставшимся жильцам пришлось выезжать из аварийного дома - более ценного и старого, чем дача Муромцевых... Этот дом кому то из райкома непременно нужно было сломать - они долго угрожали и все же сломали его. Самое странное то, что на этом месте до сих пор пустырь! Даже стоянки для машин почему то нет..... А прошло столько лет! А были там чудесные мастерские художников, реставраторов, были и просто частные квартиры... Дивный квартал с красивыми домами 18 и 19ого века, с белокаменными подвалами, уходящими в неизвестную глубину и даль, с красивыми московскими дворами. Соседний дом был деревянный, с красивейшим балконом и резным эркером. Когда произошла та катастрофа мне было 7 лет, была я очень наблюдательным ребенком - помню все очень хорошо и ясно до сих пор.

Году в 1984ом к нам приезжали западные киношники - снимать фильм о Чехове. Рядом были руины храма, где венчался Чехов. В храме без купола тогда был заводик. Режиссер фильма был пленен нашей идиллической жизнью и говорил: "ребята, у нас в Германии сделали бы так - все художники местные взяли бы этот квартал себе и сделали бы в нем культурный центр! Давайте, что же вы! Власти должны это одобрить. Это же важно, нужно для страны!" Художники, переглядывались печально и даже не пытались ничего объяснить режиссеру..... Разве у нас в те времена это было возможно? Да и над домами квартала нависала уже мрачная туча..... К тому же, совершенно невозможно то, о чем рассказывал нам режиссер, и сейчас..... Разве что Церители, или Глазунов может позволить себе такое, а что простые люди, простые художники, простые реставраторы... Кому они нужны были? Кому они нужны сейчас....

В фильме том играла Вера Книпер - Чехова. Он был полу игровой, полу документальный... Только в этом фильме, который мы никогда не видели, к сожалению, - он снимался для ФРГ, и остался вечно живым наш двор и то золотое время... Даже я маленькая танцую в этом фильме на танцплощадке ...

В доме жили, кроме художников в их мастерских, в обычных квартирах самые разные жильцы - все чаще одинокие бабушки. Бабушки были чудесными, с иннтересными характерами и прошлым. Помню папа и другие мужчины из мастерских опекали их как тимуровская команда, покупали им продукты, помогали им во всем. Я приходила к ним в гости - в красивые, заставленные антиквариатом квартирки, слушала их истории о жизни, а они дарили мне чашечки, завязанные ленточками, полные конфет - помните, такие стояли в витринах магазинов....Когда вечером приехала съемочная группа того фильма - бабушки не открыли им двери, испугались. Открыли мы и у нас подключили все оборудование и свет. Постепенно подтянулись и бабушки - смотреть на то, как снимают кино.... Помню, как в летних, синих сумерках, осветили все в переулке и во дворе, а напротив, на Плющихе, была пивнушка, оттуда возвращался домой одинокий пьянчужка. Попав на съемочную площадку он растерялся, на него замахали руками, зашикали, что то закричали ему... Он заметался в круге яркого света, и мой папа неожиданно крикнул ему: "ложись!" Он лег. Помню дружный смех всей съемочной группы... Пьяница сразу протрезвел.... А потом пошел летний дождь, намокли вынесенные для зрителей из нашей мастерской венские стулья, и галантный режиссер вытер стул для моей молодой и красивой мамы своими джинсами... А мне было грустно танцевать в кадре в резиновых сапожках... Все на танцплощадке были в туфельках! Но режиссер успокоил меня , а в конце даже заплатил первый в моей жизни гонорар - 10 рублей! За съемку в фильме.....

О том времени, о людях, о доме, о нашей мастерской с ее дивными интерьерами, о ее необыкновенных гостях можно рассказывать бесконечно.... Можно написать целую книгу.... Там прошли самые яркие и замечательные дни моего детства и лучшая пора молодости моих родителей. Только вот захотелось местным властям дом сломать. Точно так же, как сломали и уничтожили рядом с нашей мастерской дома с интереснейшими историями и внешним обликом - например дом, где бывали Герцен и Огарев, красивый дом художника Полибина.... А мастерские наши были не МоСХовские, за них платили взятки местным властям, так как официально арендовать их было нельзя тогда, - наверное, денег им было мало.... Постепенно почти всех бабушек соблазнили на квартиры большей площади в новых районах, куда они и переехали, а там - на новом месте довольно быстро все затосковали и умерли.... А, когда в доме осталось совсем мало жильцов, с ним так просто расправиться - какую бы оборону они не держали......

И 1ого числа 1985ого года мы застали в мастерской страшную картину: с потолка, как в фильмах Тарковского на весь наш дивный интерьер, на картины, антиквариат, в том числе и музейный, на инструменты, на новогоднюю елку - лилась дождем вода, а в "натюрмортном фонде" из кувшинов и ваз, и в маминых картинах зияли страшные дырки от разорвавшихся чугунных батарей.... Папа сушил потом гвозди на плитке, все подушки плавающие в ржавой воде пришлось выбросить, а мелованые книги по искусству так никогда и не расклеились превратившись в бумажные кирпичи......

После этой мастерской у нас были другие, но уже не такие.... Храм, где венчался Чехов - восстановили. А на месте нашего квартала и сейчас пустырь. Иногда хожу туда, поклониться незабвенному прошлому и потосковать......


Comments

hot_puff
Jan. 4th, 2010 12:16 pm (UTC)
Ни в коем случае не одобряя методы выселений нашей милиции и прочие заказные поджоги, хочу сказать следущее:
я была поражена той разрухе, грязи, заброшенности и антисанитарии, что увидела на фотографиях дачи Муромцева. Оборванные обои, осыпающаяся штукатурка и грязь, грязь, грязь, рядом с иконами же.
Откуда такое ханжество? Они кричат, что хотят жить в истории, а сами не могут о ней позаботиться, сберечь, привести в порядок? Почему людям нравится жить как свиньи в хлеву??

Я уверена, что у вас в мастерской с вашей любовью к старинным вещам и прочим предметам искусства, такого никогда не было. А вот вас, Таня, не шокируют фотографии дачиМуромцева? Вам не кажется, что это не условия для жизни людей? Так только животные, алкоголики, да бомжи живут.
tanja_shi_no
Jan. 4th, 2010 12:51 pm (UTC)
Да, меня тоже поразила неаккуратность той хозяйки на даче Муромцева... И хозяина. Тем более, что я хорошо знакома с музейным делом и отлично знаю тонкую грань и должное соотношение между сохранностью старого, обшарпанного, ценного и порядком, аккуратностью. На фото в журнале Другого есть одна комната в жутком виде.... Действительно: как у бомжей. И там же собака, среди мусора, пыли, грязи... Фу... Очень не музейная, мягко говоря, обстановка. Напрашивается мысль, что эта грязь играла свою негативную роль в судьбе дачи. Было бы там все в порядке - возможно, все было бы иначе. Я не один музей видела в состоянии зародыша - там тоже все было без витрин и сигнализации, там тоже пили чай в экспозиции, жили в ней же - однако все было гораздо пристойнее, а со временем переродилось в знаменитые и крупные музеи - например музей Пушкина "Захарово - Большие Вяземы" начинался с милой сторожки при храме в Голицино. А тоже самое, как на даче Муромцева, недавно видела в репортаже об одной милой семье где то на севере - о них снимали фото, а потом сгорела их квартирка в домике - на кухне у хозяки было черти что, просто Господи. Стыдно было за нее...:( А им деньги собирали тоже..... Даже не смогла там свой комментарий оставить, так как я сама жуткая аккуратистка.....

Хотела об этом написать, но подумала, что это все же не главное тут .... К тому же комнаты там были в разном состоянии, возможно в разных квартирах сняты?.... Сложно сказать. Я вообще не выражала никакого своего мнения по поводу этой дачи, возможного музея. На то есть причины. Первая: я четко знаю, что у нас в стране действительно творится сплошное беззаконие и царит жажда наживы, а на культуру всем плевать. А вторая: во многих подобных случаях люди и сами бывают частично вивоваты - один мой знакомый скульптор потерял собственный дом с мастерской (!!) в центре Москвы только от того, что у него были не в порядке на него документы (не вошел в наследство после смерти отца) - тут же нашлись и захватчики, и агрессоры, почувствовав слабинку. В мире много вопиющих несправедливостей - но защищать свою собственность и свои права надо постоянно, а не тогда, когда уже поздно. Подробно всю ситуацию с дачей я не знаю - потому и не выражала свое мнение именно о ней. Просто вспомнила нечто схожее из моей жизни. Одно скажу: любой старый дом, представляющий историческую ценность можно вымыть и привести в порядок, а не жечь.....

К тому же у нас в мастерской, да и во всем доме был образцовый порядок. Не даром я вспомнила аккуратистов немцев и мнение того режиссера. За нашем домом мы сами и следили. А финал, увы, - тот же, как на последних фото, обледенелых..... Вот в чем дело. ........
hot_puff
Jan. 4th, 2010 01:03 pm (UTC)
Я полностью с вами согласна. Просто мне кажется, что всем, включая хозяев, плевать было на эту дачу. А теперь поздно боржом пить, когда печень вырезали.
Но мнение я выссказала у вас тут, потому что...ну не знаю. В общем, как говорится, хочешь начать менять мир, начни с себя. А то у нас все культурные, а в подъездах что? Потому что большинство гадят там же где живут.
Извините, наболело...-)
Хочу я тот ваш фильм найти и посмотреть. А как он назывался не помните?
tanja_shi_no
Jan. 4th, 2010 01:17 pm (UTC)
Да, сейчас такое сказать - это под горячую руку попасть... Многие переживают.... Может выйти склока. Я Вас понимаю. Я и сама только тут написала свое мнение, по возможности деликатнее. Хорошо, что у нас так совпали мнения.:):)

А фильм тот пока снимался был без названия.... А так как мы еще жили в СССР, а режиссер был из ФРГ - то мы потеряли связь. Его фамилия даже подзабылась: чешская какая то... Где то записаны его старые контакты в наших старых записных книжках, может найду со временем ее в наших архивах. Пока искала - и не вижу их. То ли пропускаю, то ли не там ищу. Это явно не кассовый фильм, из таких - как показывают сейчас по "Культуре". Сама давно его ищу - по обществам друзей и любителей Чехова, везде, но пока, увы - безрезультатно.....:):):)
hot_puff
Jan. 4th, 2010 01:41 pm (UTC)
У нас, кстати, друзья живут в поселке художников в переулках за Мариотом на Тверской. Воротниковский переулок. Там они снимают трехэтажный дом. И мимо идешь, а там еще многие коренные жители остались, и смотришь в их окна, там чистота, порядок, картины на стенах. А летом на терассе какая красота - совй сад в центре Москвы.
Их никто не трогает. А место то ооооочень шоколадное. И сколько там метр, стоит сами знаете.
А еще я тут подумала, действительно дача Муромцева была в аварийном состоянии - деревянная, да проводка висит клочьями прямо по дереву. После того, как выстрелила Хромая Лошадь очень круто взялись за все попадающте в зону риска сооружения. Может и это внесло свою лепту.
Короче, имхо, этот конкретный случай не такой однозначный.
(Anonymous)
Jan. 4th, 2010 04:06 pm (UTC)
...новые рабовладельцы-капиталисты-правители выметают простой люд из центра Москвы как мусор. Это скоро всех коснётся! Всех! Наступает эра нового тысячелетнего рабовладельчества...
Победила матрица, и никакой Спартак или Лимонов не рыпнется, в их руках все деньги, все ресурсы, и тотальный мобильный контроль, поздравляю вас господа!
tanja_shi_no
Jan. 4th, 2010 04:20 pm (UTC)
Так: представьтесь пожалуйста. :)
tanja_shi_no
Jan. 4th, 2010 04:22 pm (UTC)
Как замечательно, что друзья так хорошо живут... Думала у нас такого и нет - видела только за границей симпатичные мастерские художников. И порадовалась, что и у нас такое есть, да в центре города. Молодцы они! Дай Бог им там осесть навсегда - с внуками и правнуками.:):):)

Кстати, про Хромую лошадь замечание очень верное.....
hot_puff
Jan. 4th, 2010 07:28 pm (UTC)
Не - наши друзья (они иностранцы) снимают этот дом, пока живут в Москве с 3 детьми. Но их соседи, прикольные таки бабушки частенько бывают на их праздниках. Вот они то там всю жизнь и живут. Но там очень красивый уголок - садики свои. Мы там летом шашлыки и паэлью делаем-) И никакого шума!
tanja_shi_no
Jan. 4th, 2010 07:33 pm (UTC)
Красота.....:):):)
(no subject) - alexander112 - Jan. 4th, 2010 12:25 pm (UTC) - Expand
snookerrr
Jan. 4th, 2010 12:51 pm (UTC)
Какой ужас, Танюш...
tanja_shi_no
Jan. 4th, 2010 12:54 pm (UTC)
Да, а еще все удивляются, почему сейчас такое творится с памятниками архитектуры и истории .... Это отлаженная схема действий....:( Как тогда поступали - так поступают и сейчас.....
vitapito
Jan. 4th, 2010 01:07 pm (UTC)
очень уютный был район, больше 7-ми лет проработал в Б.Саввинском переулке и на моих глазах реставрировали церкви, и вашу и ту, что у "Каучука", а потом убивали окружение ((
tanja_shi_no
Jan. 4th, 2010 01:22 pm (UTC)
Да, район был чудесный.... Он и сейчас ничего так .....- для тех, кто не знает, каким он был.....:( Я недавно там опять была и , как и всегда, потряслась - как наши пять домов помещались на этом пятачке пустыря...... Там был целый мир....

А сколько таких историй в Москве..... Подобная случилась с моей мамой - их дом был на месте нового здания посольства США. Когда его сломали , выяснилось, что дом принадлежал Нащокину и там провел свой последний мальчишник перед женитьбой Пушкин....

А смотреть на памятники истории и культуры Москвичи ездят в Европу.... У нас же "нет ничего подобного"..... Нет, и не будет - пока все так, как есть сейчас.
vitapito
Jan. 4th, 2010 01:59 pm (UTC)
:-((
tanja_shi_no
Jan. 4th, 2010 01:59 pm (UTC)
да.... :(:(:( .......
(no subject) - alexander112 - Jan. 4th, 2010 02:56 pm (UTC) - Expand
lunteg
Jan. 25th, 2010 10:40 pm (UTC)
А еще в вашем квартальчике, в доме, вход в который был с Плющихи через маленький дворик, несколько лет подряд кто-то держал двух маленьких обезьянок -- весной, когда зацветали одуванчики, он выводил их на солнышко, погулять.
А в угловом доме, в рыбном магазине, за зеленым толстым стеклом шевелили усами сомы.
Эркер, да. Есть фото переулка -- начала 80-х -- я с ужасом смотрела: ведь было время, когда, по дороге на каток, я проходила под ним, не нагибаясь.
Добрый день, бывшие соседи.
tanja_shi_no
Jan. 26th, 2010 07:07 am (UTC)
Добрый день! Как приятно встретиться..... :):) А фото у Вас отсканировано? Очень любопытно было бы его посмотреть..... Я так поняла, Вы совсем рядом с нами жили.... :):):):)
lunteg
Jan. 26th, 2010 07:44 am (UTC)
С обезьянками -- нет еще, а с эркером -- не мое. Сейчас выложу в журнале маленькую подборочку чужих фото этих мест, давно собиралась.
tanja_shi_no
Jan. 26th, 2010 07:47 am (UTC)
:):) Как чудесно! С нетерпением жду. У меня нет фото этих дорогих мне мест - как ни искала, ничего толком не нашла... :) :):)
lunteg
Jan. 26th, 2010 08:28 am (UTC)
Ловите ссылку: пока без обезьян, но, обещаю, будут.
http://lunteg.livejournal.com/9269.html
tanja_shi_no
Jan. 26th, 2010 10:30 am (UTC)
Спасибо!:):):)