?

Log in

No account? Create an account

предыдущая запись | следующая запись

"В отношении заведующего отделом обеспечения и эксплуатация здания художественного центра имени Грабаря а также двух рабочих, возбуждено уголовное дело. По версии следствия причиной пожара 15 июля в реставрационном центре стали ненадлежащее исполнение вверенных обязанностей, а также неосторожное обращение с огнем. Об этом «Эхо Москвы» сообщил старший помощник руководителя следственного управления Следственного комитета при прокуратуре по городу Москве Сергей Марченко
В результате пожара реставрационному центру был причинен ущерб на сумму свыше 100 миллионов рублей. 58 работ из сгоревшего Центра Грабаря требуют экстренной реставрации. Утеряна лишь одна гравюра 19 века, рассказал директор центра Алексей Владимиров на пресс-конференции Министерства культуры. Рыночная стоимость утерянной гравюры составляет триста рублей, сообщил Владимиров. Кроме того, серьёзно пострадали три предмета. Это портрет Александра Первого работы Джорджа Доу, из 5 метров полотна уцелели 2, ковёр 19 века из Мураново и фрагмент знамени петровского времени из Переславля-Залесского. Стоимость каждого экспоната не превышает 150 тысяч рублей, рассказала начальник отдела музеев департамента Минкультуры Светлана Некрасова. Что касается здания самого центра, то на данный момент неизвестно, будет ли оно восстановлено или на этом месте появится новое сооружение. Заместитель министра культуры Павел Хорошилов считает, что центр не восстановить. В свою очередь, директор Департамента культурного наследия Минкультуры Рамазан Колоев считает самой главной утратой – человеческие жизни. При тушении пожара погибли медик-спасатель и пожарный-спасатель. Добавим, что ни одно произведение в центре Грабаря, по словам его директора, застраховано не было."

Процитировано по информации с сайта "Эхо Москвы" http://echo.msk.ru/news/698607-echo.html

Comments

hildisvini
Jul. 27th, 2010 02:05 pm (UTC)
Про центр я не в курсе, но...

Удивительно неприятно читать: сначала список вещей с точными указаниями что почем, и только в конце - кстати, два человека погибли, а все равно ничего не застраховано.

Фу.
tanja_shi_no
Jul. 27th, 2010 02:40 pm (UTC)
:):):) Это не совсем банальные вещи. Это произведения искусства, да еще и старинные, их однозначно приравнивают к людям.:):) Представляете, если погибнет Монна Лиза? А Пизанская башня? А Троица Рублева? Совсем погибнут. Это такое же горе, как смерть людей, только горе для всего человечества.:) Мир изменится, если пропадет Венеция. Ровно то же будет и в меньшем масштабе любой страны, с каждым антикварным предметом, которыцй берегут как зеницу ока. Понятно, что если выбирать: спасать ли Монну Лизу или ребенка нормальный человек выберет ребенка, но горе от утраты Монны Лизы при этом будет такое же, как при смерти любимого человека. Да, жить после этого будет можно, но жизнь необратимо изменится. А обычные вещи, башмаки, табуретки, кастрюльки, и даже дорогие козырные тачки - конечно фуфло по сравнению с жизнью каждого (именно каждого) человека. И еще: это не список, а изложение прессконференции и последовательность переданая журналистами тут не важна. Главное тут то, какие выводы сделала следственная комиссия. А то многие писали про "теорию заговора", придумывая, что это поджог с целью скрыть хищение, а тут - банальная халатность. Процитировала это для того, что бы многих из моих друзей успокоить. Великих ценностей там не погибло, а вот людей и правда очень жаль. И погибших жаль, и реставраторов, оставшихся без крыши над головой, перенервничавших до ужаса. Реставраторы - очень необычные, тонкие люди. Их нужно беречь. Про пожар в центре я писала вот тут: http://tanja-shino.livejournal.com/205036.html Это место мне дорого - мои родители реставраторы и познакомились в этом центре, только тогда он был в другом здании. Сам пожар именно в центре Грабаря меня и многих моих друзей потряс. Так что к этому тексту не применимы те суждения, что применимы, например к информации о пожаре в булочной, на заводе, на складе. Вот и так бывает. :):):)
tanja_shi_no
Jul. 27th, 2010 02:45 pm (UTC)
Перечитала весь текст. Не вижу тут ничего противного, даже есди не быть информированом о том, что такое центр Грабаря. Иногда то, что написано в конце статьи как раз важнее и воспринимается лучше. И как раз в тексте есть акцент на погибших людей. Я это именно так увидела. :):)

А то, что в России не застрахованы прядовые (не великие) произведения искусства - это печальная реалия нашей жизни. Увы. Страхуют только международные выставки из наших гос музеев. А все остальное по мнению страховщиков, бизнесменов и владельцев - не ценность и не вложение денег. Страховка антиквариата - это отдельный и сложный процесс, у нас это еще не разработано. Крупные коллекционеры, которые оценивают, описывают свои коллекции вызывают изумление у бизнесменов. Но скоро ситуация изменится, все идет к тому. :)
lunteg
Jul. 27th, 2010 04:54 pm (UTC)
где-то даже можно выдохнуть, хотя объем так или иначе пострадавшего немаленький, да и тушили -- эх! -- по-нашему, водичкой из ближайшего водозабора: такая водичка как бомба замедленного действия. надеюсь, что судьба у пострадавших предметов будет благополучной -- в отличие от, например, книг из фонда Бэра, зараставших плесенью при полном бездействии реставраторов после пожара в питерском БАНе
-- это если не о людях.
tanja_shi_no
Jul. 27th, 2010 05:49 pm (UTC)
Да, можно сказать, что "повезло". А вода... Не дистиллированой же водой тушить пожары... Воду брали из Яузы. Слава Богу с водой хоть у нас нормально. Да и с пожарными, кстати. Отважные люди они.

Уверена, что все, что пострадало прекрасно отреставрируют. Грабаревские реставраторы - прекрасные специалисты. Лучших нет в мире.

А вот книги - это отдельная песня... С их реставрации я начинала свою профессиональную деятельность. И ушла из этой сферы, так как возникла страшная аллергии на книжную пыль и появились заманчивые предложения из другой специальности, которой занималась поначалу немного, - но еще и от того, что дело это очень кропотливое, а книги порой, как на пожарах, например, портятся целыми огромными библиотеками! Книги же кропотливо реставрируют по одной страничке, так же, как и графику - на стекле с подсветкой, естественно вручную, месяцами... Адская работа. Один реставратор может отреставрировать несколько книг за год. А если их миллионы? Просто нервы не выдерживают... И несмотря на это реставраторы книг самоотвержено работают. Это напоминает Сизифов труд. Кстати, бороться с плесенью в старых книгах очень трудно.. Целые научные исследования на эту тему проводятся. И одно дело древние, редкие книги на пергементе, их не так уж и много сохранилось, и совсем другое книги на бумаге. В общем тема эта - очень не простая. Не берусь судить о нынешней ситуации с книгами фонда Бэра, о которй слышала лишь то, что книги законсервированы, что правильно.... Наверное есть и какая то иная информация... Кстати, вот нашла по теме статью: http://www.bibliograf.ru/issues/2003/3/33/0/395/
lunteg
Jul. 27th, 2010 06:56 pm (UTC)
Я сушила фонд Бэра сразу после пожара: грибы развивались в течение недели, специальной обработки не было, книги гибли на глазах. Может быть, что-то потом и понаписали-понаделали, но первые месяцы были подобны второму пожару.
Тогда же заговорили о специальных системах пожаротушения -- ну вот пожар в грабаревке и показал, чего стоят эти разговоры: хорошо хоть хранилище было специальное.
tanja_shi_no
Jul. 27th, 2010 07:43 pm (UTC)
У Грабарей хранилище было не совсем специальное... Это бывшая аэродинамическая труба для испытаний. Здание просто приспрособили, и это само по себе уже плохо.

Сушили книги? Как интересно.. А можно подробнее? Вы как то связаны с книгами? Кстати, после именно этого пожара стали развивать очень интересную методику вымораживания книг. Она очень действенная. Помню как о ней коряво писали в прессе: что книги свалили в холодильниках мясокомбината и т.п. Все конечно было не так, ведь специальных огромных холодильников для книг нет.... Мы сушили книги в Ленинке - там постоянно что то в 90ых годах затапливало. После одного такого рейда я решила, что с меня хватит... Такая ужасная работа. И при том сложнее всего сушить современные книги, и особенно альбомы на мелованой бумаге - высыхая они превращаются в твердый брусок, где невозможно разделить страницы...
lunteg
Jul. 28th, 2010 02:36 am (UTC)
я тогда работала в отделе реставрации другой питерской большой библиотеки, и к нам везли затопленные и обгоревшие книги мешками. Про холодильники мясокомбината -- да, туда отвозили книги попроще. Не вымораживали -- для этого нужны другие температуры, только консервировали. Что с ними было потом -- не знаю. Но то, что поступало к нам, от грибов специально не обрабатывалось вообще: не было мощностей. А старые книги, к тому же, в электросушку (была и такая) сложить нельзя. Сушили вручную, перекладывая страницы промокательной бумагой, под воздуходувом и даже на батареях центрального отопления.
Меловка -- да, кирпичи я видела, и не раз.
Бывшая аэродинамическая труба как хранилище -- господи, какой стыд. И, наверняка, простейшая офисная система пожарной сигнализации. Стыд, стыд.
tanja_shi_no
Jul. 28th, 2010 06:23 am (UTC)
В отделе реставрации!? Так Вы тоже реставратор!!? Не знала. Здорово.:):) Вот и у меня в семье все реставраторы.:) Только не книг. Книгами только я занималась. И весьма успешно... Помню даже очень редкие книги реставрировала после Строгановки. Порой жалею, что ушла из этого дела. Но так сложилось.

Мощности? Конечно их не хватит... Откуда взять и столько реставраторов и столько мастерских подготовленых, если книги целыми быблиотеками губить. Проще вообще то их беречь. Кстати в той статье, ссылку на котрую я дала выше об этом упоминается, там так и сказано, что реставраторы впервые столкнулись с таким объемом поврежденных книг, и при чем не от времени, а от пожара... Так что думаю самих реставраторов обвинить в чем либо сложно.

Здание центра Грабаря - это позор. Безусловно. В Европе бы им построили особое здание, гордились бы ими, а у нас ютятся где то... Ютятся, да еще и рады, что "новое здание - лучше старых". ...... В старых же вообще все на коленках делали. И это государственный реставрационный центр! Впрочем подобное творится и во многих других местах, в музеях, библиотеках и т.п. Государство экономит на самом ценном - на культуре и наследии.
lunteg
Jul. 28th, 2010 04:28 pm (UTC)
нет, я там лаборантила по молодости, но впечатлений, как видите, до сих пор хватает. Тогда поговорили-поговорили о специальной системе пожаротушения, может быть, где-то и поставили -- и все заглохло. А сейчас даже и не говорят.
tanja_shi_no
Jul. 29th, 2010 02:57 pm (UTC)
Понятно.:)Да, впечатления не самые приятные. Но поверьте, реставраторы делают все, что могут в каждой такой ситуации. Тогда еще вообще не было нового поколения реставраторов, что работали за деньги, а не из любви к отечеству. Сейчас то их мало... Наши российские реставраторы - самые самоотверженые в мире, они о себе забудут , но будут спасать ценности. Просто я их вижу вокруг себя всю свою жизнь с раннего детства...

А система пожаротушения...Тогда еще верили, что жизеь будет лучше, появятся деньги, возможности... А сейчас появились деньги и все возможности у страны разом пропали. Золотой телец все поглотил. А ведь на нефтедоллары вся страна могла бы жить припеваючи, а уж реставраторы, искусствоведы, библиотекари, музейщики - и подавно. :):)

Edited at 2010-07-29 02:58 pm (UTC)
il_ducess
Jul. 27th, 2010 08:57 pm (UTC)
Жалко все. И эти ценности цены не имеют. Она весьма условна.
Проезжала вчера мимо - очень печальное зрелище.
tanja_shi_no
Jul. 28th, 2010 09:25 am (UTC)
Очень жаль.... :(:(:(:(:( Очень.:( Знаешь, порой у старых вещей без особй "рыночной стоимости" есть душа и характер... А тут действительно ценные вещи, которые посчитали нужным реставрировать... Да и вообще сам центр этот место уникальное....
lar_issa_dm
Jul. 31st, 2010 09:33 pm (UTC)
БЕДА С ЭТИМИ ЧИНОВНИКАМИ...Я СМОТРЕЛА ТОГДА ВСЕ НОВОСТНЫЕ ПЕРЕДАЧИ... ТЫ ЗНАЕШЬ - ГРУСТНО....
tanja_shi_no
Aug. 1st, 2010 04:12 pm (UTC)
Да, очень грустно....:(