Татьяна Алексеева - Shi No (tanja_shi_no) wrote,
Татьяна Алексеева - Shi No
tanja_shi_no

Categories:

Выставка "Цветы остатки рая на земле".

Вчера побывала на той самой выставке в Третьяковке, открытие которой пропустила в связи с открытием выставки учителя моей мамы. Я писала об этом 6 марта







На подходе к выставке меня встретили знакомые растяжки, или объекты, которые мне лично, уже поднадоели, но в народе вызывают интерес. Я очень люблю школу Согэцу, для меня это дом родной, но порой я отношусь очень критично к некоторым работам наших, российских мастеров и акциям нашей школы. Собственно говоря, выставка - это просто коллекция живописных полотен Третьяковки, так или иначе, связанных с цветами. А цветочные и ассоциативные композиции японской школы икебана - только сопровождают и украшают их. Вот что написано о выставке на сайте Третьяковской галереи: http://www.tretyakovgallery.ru/ru/calendar/exhibitions/exhibitions1600/

А это реклама выставки на сайте родной школы Согэцу при МАрхИ:



Реклама интерактивная, долго смотрела, как бегают по ней картины с выставки:



А вот , собственно говоря и информация о выставки с сайта Согэцу:

"Цветы – то неожиданные, мимолётные, то смелые, свободные.
То они будят в сердце светлые надежды, то повествуют
о неизбежности жертв в бренности человеческой жизни.
То тревожат сердце смятением чувств, то дерзки и отважны,
даруя решимость объять весь Космос.
Благословен тот художник, кто сумел выразить это.

Государственная Третьяковская галерея и Высшая Школа Ландшафтной Архитектуры и Дизайна МАРХИ задумали уникальный международный проект - Выставка «Цветы – остатки рая на земле».
Названием выставки «Цветы – остатки рая на земле» послужили слова святого праведного Иоанна Кронштадтского. В своих проповедях он говорил, что после изгнания Адама и Евы из Эдема именно цветы напоминают нам об утраченной райской благодати и необходимости трепетного и бережного отношения ко всему живому.
Сверхзадачей оформления выставки, является принцип новизны.
Наше решение – это создание контраста между плоскостной классической развеской живописи и созданием трёхмерных пространств, объёмов и ассоциативно-образных поэтических перформансов и инсталляций с помощью живого цветочно-растительного материала.
В каждом из залов будет создано по одной масштабной ассоциативно-образной инсталляции, через пространство которых зритель будет проходить к знаковым живописным работам.
Наша концепция – актуальна во всем. Экспозиция начнется с улицы и изменит фасад. Первая инсталляция начнется на земле (точнее на снегу), перейдет на угловой фасад инженерного корпуса ГТГ, «ворвется» в вестибюль и «закружив, полетит» по лестнице, указывая путь зрителю.
Основная экспозиция начнется со второго этажа, где будут размещены ассоциативные объекты и инсталляции, созданные под руководством профессора Школы Согецу Марины Антохиной и профессора МАРХИ Вячеслава Колейчука.
В центральном зале третьего этажа знаменитый художник-дизайнер Японской Школы Согецу Тетсунори Кавана создаст поэтическую инсталляцию с использованием цветов и иллюзорных пространств.
Живые цветы внесут в залы ароматы и свежесть восприятия.
Экспозиция будет наполнена звуками музыкальных и поэтических метафор, посвящённых теме «Цветы», выбранными из всего богатства музыкальной и поэтической мировой культуры и собранными в музыкальное произведение композитором Станиславом Крейчи.
Все это вместе позволит понять сокровенность и глубинный смысл представленных на выставке живописных работ русских художников и создаст эмоциональную праздничную атмосферу.
Под живую музыку на открытии выставки в конференц-зале ГТГ японский художник - дизайнер Тетсунори Кавана вместе с преподавателями и студентами Высшей школы Ландшафтной Архитектуры и Дизайна МАРХИ на глазах у зрителей создадут праздничный перформанс «Навстречу Весне».
В наше непростое, полное тревог и страха время, этот яркий и позитивный проект наполнит зрителей весенней солнечной энергией и надеждой.

«Прекрасные, радостные цветы.
Цветы, тихо пробуждающие в душе чувство изысканности и недосказанности.
Цветы задают человеку много мудрых загадок…»

Выставка посвящена всем женщинам России и открыта для всех с 6 марта по 10 мая 2009г. в Инженерном корпусе Государственной Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке, 12."


В общем, Марина Петровна в своем репертуаре. Люблю ее нежно. Чудесная она. Мой сенсей, между прочим. Да и благодаря ей я - Ши Но. Хотя композиции Согэцу я не ставлю сейчас, но уроки в этом направлении мне многое дали в жизни. И потом: может займусь Согэцу, меня особенно интересует сочетании фотографии и Согэцу.




Прошу прощения за невольную иронию.... Виноваты в этом те, кто так повесил банеры... Вышло: "Остатки", а не остатки рая.."


В вестибюле сразу же привлекает внимание композиция над лестницей. Мне это тоже видится "избитым сюжетом", но Саше понравилось.



Около касс привлекает внимание композиция - объект по Врубелевской "Сирени". Она интересная. Чисто и хорошо исполнена. Но люстра Третьяковки, кстати говоря, ужасная, совершенно с ней не гармонирует. Все же хорошо японцам, они свое видение мира воплощают в авангардной икебане - но в чудесных, японских интерьерах, и среди японцев, каждый из которых с детства ценит цветок и вообще прекрасное. У нас же прекрасное ценят, но интерьеры не прекрасно - японские, увы. А ведь такие лаконичные композиции должны стоять в шикарных по простоте и эстетской лаконичности интерьерах... Кому интересно, посмотрите сайт http://www.sogetsu.or.jp/english/ Даже по первой картинке на сайте понятно, какая это кристальная красота основанная на философии и искусстве Японии. Увы, тут, в зале мешает все: пуфики, золотенькие загородочки, люстра в стиле "а ля совок" конца 80ых.... Нет гармонии. Увы...Хотя идея прекрасная. Да и кому как не согэцовцам украшать выставки - это их прямая задача, ведь школа не ограничивается камерными, настольными композициями из цветов. К тому же: такая акция на выставке - отличная реклама школе. О других акциях можно посмотреть тут, прокрутив страничку вниз. Да. да, я понимаю, что все вполне достойно, но могло быть и лучше. И такая мысль меня посетила при виде только первой композиции.





Ну эту дэвушку Вы узнали, это я запечатлена с композицией... И почему время не резиновое и я не смогла быть на открытии двух выставок одновременно, Поснимала бы всякое очень интересное. Ведь в Третьяковке фотографировать можно только в фойе, а в зале выставки нельзя.





Ну а на лестнице можно было снимать - света там достаточно и настроения - тоже. В этих смешных "штучках" - цветы, которые "парят" в воздухе.





Ну а с дивной цветочной "барышней" просто невозможно не сфотографироваться! Ну разве она не прелестна?



Это детали барышни.



Ну и пару слов собственно о живописной и прикладной части выставки. В общем то, все сказано на сайте Третьяковки, могу только добавить, что выставка мне очень понравилась. Удивительно подобрана и развешена экспозиция. В ней есть и исторические переходы, и цветовые, и по видам цветов даже! Залов довольно много. Живопись прекрасна. Много древнерусских икон с цветами, которые совершенно по иному смотрятся в такой экспозиции. Кстати, среди икон неожиданным и сильным контрастом смотрится шикарная согецевская, классическая композиция. Она настолько хороша, что еле ушла от нее...Вот ее бы и фотографировала на открытии..А так: нельзя, увы. Скрытая камера не выходит - ибо смотрительницы бдительны... Мне очень понравился тот уголок экспозиции, где выставлена Врубелевская сирень и работы Головина. Там ощущается какое то физическое и очень приятное чувство, даже, если закрыть глаза. Удивительно... Ну и, конечно, с удовольствием посмотрела работы Мавриной и Гончаровой, Сарьяна, Машкова... Федором Толстым любовалась. Очень понравилось, как японец Кавана сделал композицию вокруг работы Пластова... Шикарно, ново и интересно. В зале с Боровиковским и женскими портретами с цветами - стоит скромная европейская веточная композиция. Вообще очень странно это сочетание японского и русской живописи. Ведь в Третьяковке ничего чисто японского нет и быть не может - разве в стилистике под Японию... И в связи с этим видится недоработка композиций Согэцу. Ведь художник и скульптор Софу Тесигахара, основатель школы, многое взял из Европы и ее искусства, но он и долго перерабатывал и трансформировал то, что вышло в итоге. А на нашей почве искусство Согэцу так же нуждается в трансформации и переработке, некоем симбиозе русской и японской культуры. Но тут Согэцу всего то лет 10 - 15... Это мало. Композиции выглядят очень японскими и не зрелыми, и, если сравнивать те, что делал японец и те, что делали русские, даже влюблённые в Японию - то предпочтение сразу же хочется отдать японцу....Хотя это все равно лучше и интереснее классической европейской аранжировки цветов, путь которой , на мой взгяд, зашёл в тупик. Хотя все же, на выставку это мало повлияло, и даже, подчеркнуло и выделило задумку живописцев... Ведь на каждом полотне: цветы в русском и европейском их понимании. Это заставило меня много размышлять об увиденном. К тому же выставка просто приятна. Она вдохновит и порадует всех, кто любит цветы и пишет натюрморты, портреты цветов. А я, придя домой, стала перечитывать книгу Софу Тесигахара "Кадэнсе" - "Откровение о цветке".....

Да, и посмотрите, какая дивная живопись выставлена в залах: http://lenta.ru/photo/2009/03/06/fleur/



Ну и напоследок, после яркого погружения в мир цветов, немного первых весенних, московских дней.. Не выдержала душа поэта: выходя из Третьяковки и размышляя о весне, сняла пару кадров. А выставка? Хорошая. Обязательно сходите. Классическая выставка Третьяковки. Останутся приятные впечатления.



Снег оседает на глазах.... Кругом все - как то по весеннему очень.



Весна, весна...кругом весна...Сегодня вот снежок шел, но какой то ерундовый. Все равно прийдет весна. Помнится, Валентин Берестов, мой любимый поэт писал:

Об осени, зиме, весне и лете:
"Вернее их нет никого на свете.
Бывает, что капризничают, тянут,
А все равно нагрянут, не обманут".
1979


Tags: Согэцу, весна, выставки, цветы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments