?

Log in

No account? Create an account

предыдущая запись | следующая запись

По "Культуре" сейчас показывают серию фильмов "Не будем проклинать изгнание" - о первой волне эмиграции. Трагичная тема.... Я смотрю первый фильм серии и думаю о своей семье....
Моя прабабушка со стороны папы была из очень богатой купеческой семьи. У нее были свои заводы, фабрики и дома в Москве, Петербурге, Львове, Ржеве и дача Швейцарии. Выросла она с младшими братом и сестрой - семья была дружная, веселая, все дети были образованными и приятными в общении. К сожалению, к 1917 ому году они уже были круглыми сиротами - мама их умерла, когда они были еще маленькими, папа в период их отрочества, после их воспитывали родственники и опекуны. Прабабушка счастливо вышла замуж еще до революции за белого офицера - по большой любви. Революция, о которой думали, что это будет краткое недоразумение и скоро пройдет, и уж никак не перерастет в гражданскую войну, - революция разделила семью. Моя прабабушка была в Петербурге, ее брат - в Швейцарии, а сестра - в свадебном путешествии по миру , конкретно - в Китае. Брат так и остался навсегда за границей. Писал письма, но на них не отвечали.... Письма не получали в России, по понятном причинам. Семья удержала его от переезда в СССР, зная, что он канет там в лагерях. Так он и умер в Швейцарии, в окружении своей семьи, но тоскуя по родине и брату и сестре. Прабабушкина сестра вернулась с мужем в Москву, мужа ее сразу же арестовали и при ней расстреляли. Она сошла с ума от ужаса и рано умерла на руках своей сестры. Все детство меня окружали сувениры из Азии и Европы, привезенные прабабушкой Верой из свадебного путешествия.... От этих сувениров веяло несчастьем. Увидев впервые в Венеции такой же кружевной веер, как лежит у нас дома - но на сто лет моложе, я расплакалась.... Прабабушка Вера была счастливой в Венеции. А как она была красива, молода.... Моя же прабабушка осталась в России, дома и заводы конфисковали, она жила в небольшом доме мужа на окраине города, превращенном в коммуналку, и ее не трогали - она была акушеркой, принимала роды - думаю, у кое кого рука не поднялась сослать в лагерь спасительницу своих жен и детей. Прабабушка была великолепным специалистом и справедливым, добрым человеком. У нее была возможность уехать за границу спустя время, когда у нее уже было четверо детей.... Это был большой риск. Она подумала и осталась. Муж ее умер от тифа. Всю жизнь прабабушка принимала роды, воспитывала своих детей и таила в себе грусть. На стене ее дома висели фото отца, матери и мужа. Она была ответственным квартиросъемщиком, и, когда приходил милиционер, проверять - кто живет в доме, он говорил почтительно (она и у его жены роды принимала): Наталья Васильевна, что ж у Вас беляк на стене висит? Она молчала, а потом говорила: он не беляк, он офицер. Это тебе он беляк. А мне он - русский офицер. Прабабушка была очень честной и никогда ни о ком не говорила плохо - всех жалела. Она не строила коммунизм, она просто жила для людей - как делала это и до революции, как делали это ее предки. Никто не видел ее грустной, а я знала, как изранено ее сердце. Она видела Николая второго и его семью, работала с его дочерьми в госпитале. Видела и то, как женщины в революционное время швыряли в костры обручальные кольца - пережиток прошлого, а революционные солдаты и матросы, охраняющие костры отгоняли всех от них и собирали золото.Она многое видела... Многое мне успела рассказать... Прабабушка умерла в 96 лет в окружении детей и внуков, на Родине.

Какая разная судьба трех детей из одной семьи..... И что же тогда было лучше делать: бежать, умереть или жить и работать ради Родины, соотечественников, рискуя жизнью?........ Тяжелые мысли, тяжелые воспоминания. А ведь это только маленькая часть моей большой и многострадальной семьи.

Comments

my_toushka
May. 25th, 2009 08:45 pm (UTC)
Таня, спасибо, что рассказали такую яркую, личную, непростую историю. Действительно, есть о чем подумать.
Как Вам повезло, что бабушка дожила и смогла Вам много рассказать. Одно дело - по книгам что-то узнавать, другое - слышать от близкого человека.
tanja_shi_no
May. 25th, 2009 08:48 pm (UTC)
Да: мне очень повезло. Помню, лет в 12 -13 просто не отходила от прабабушки.... Мне все так хотелось побольше узнать о разном. А рассказчицей она была интересной - ироничной и веселой. Она умела рассказать так, что акценты в истории расставлял сам человек, так, что бы не осудить, "не припечатать" кого то.... Спустя много лет я постоянно вспоминаю ее истории и переосмысливаю их заново, уже по взрослому. :):)
lukulka
May. 25th, 2009 08:50 pm (UTC)
спасибо, что поделилась. Мы сейчас заняты поиском информации о предках своих. А мой прапрадедушка в 1906 г. уехал в Америку, оставив у сестры старшей свою новорожденную дочь, потом через несколько лет пытался забрать ее к себе, но тетка сожгла все документы, а прабабушку мою (в честь ее и назвали меня и маму-:)) выдала замуж. Так и потерялась связь. С мужем пытаемся концы его отыскать, возможно он через Гамбург уезжал. Жаль, что у нас Культура не идет, я бы с удовольствием посмотрела
tanja_shi_no
May. 25th, 2009 08:52 pm (UTC)
Да, найти предков - это так важно, но, порой, так сложно.... Судьба иной раз так пораскидает всех по миру...:(
lukulka
May. 25th, 2009 08:54 pm (UTC)
но зато как захватывающе интересно и важно знать, где твои корни!
tanja_shi_no
May. 25th, 2009 08:56 pm (UTC)
Это даже очень важно. Просто важно. А интерес и все прочее - как бонус приятный.:):)
ivinni
May. 25th, 2009 09:41 pm (UTC)
В последнее время ты затрагиваешь такие темы, что я даже не могу связно высказать свои мысли. Обдумываю, начинаю писать, стираю. На следующий день снова пытаюсь... Ты умеешь вытаскивать наружу то что живет себе и живет внутри...
tanja_shi_no
May. 25th, 2009 09:47 pm (UTC)
Надо же... Такая реакция. .... Если честно, я даже не ставлю задачу как то что то вычленить и вытащить, заставить кого то о чем то задуматься, даже и в себе, в воспоминаниях не копаюсь.... Я просто пишу. Часть пишу здесь... И задачи мои совсем иные. Но все чаще, вижу, что получается имено так, как ты сказала... Сложные темы вертятся вокруг меня. :):)
ivinni
May. 25th, 2009 10:03 pm (UTC)
Это и правильно, наверное, что ты не ставишь такую задачу...
Наверное в чем-то мы с тобой похожи, раз во мне так многое отзывается, но я точно не умею (может пока что) расскзывать вот так как ты в эфир о своих чуствах и мыслях. Ты - умеешь, и это хорошо, ты о многом заставляешь задуматься заново и я этому рада... И ты знай, что даже если я промолчала и не написала коммент, я все равно прочитала и обмысливаю :)
tanja_shi_no
May. 26th, 2009 06:28 am (UTC)
Буду знать. Мне это очень приятно.:) Вообще то я преследую творческие цели, когда пишу.... Я не хочу сказать, что это все - рассказы готовые и т.п. - скорее эксперименты. Те, кто пишут часто используют свой жизненный опыт. Я, конечно, многое перерабатываю, меняю по разным этическим и прочим причинам - но суть все та же остается. Когда писала этот рассказ - у меня в голове сложился образ этих трех детей, отталкиваясь от реальных персонажей я и начала писать... Понимаешь: все детство это знала, как реальную историю своеЙ семьи, а сейчас вдруг стала видеть это со стороны, по другому. И все пишу - обрабатываю, меняю что то, но уже не тут, а просто в дневнике, в рабочих записках. :):):) В общем сложно все объяснить... Но, примерно так все и происходит.:):)
galimatja_44
May. 26th, 2009 02:52 pm (UTC)
Открыла мне много нового!
tanja_shi_no
May. 26th, 2009 03:57 pm (UTC)
:):) Только я некоторые имена и события переделываю - так как это все такое художественное повествование. Суть из моей жизни, конечно, но я жизнь и жизненный опыт просто использую для создания определенных образов. Конечно все равно отклонения незначительные от жизни, но это и не мемуары в прямом эфире. Я же не могу многое даже и рассказать о разных людях, которые не хтели бы , что бы о них все печатали в сети....:):):) Так что, подробности всего этого - только в личных разговорах, при личной встрече.:):)

Я кстати была у зубного и мне сделали такой наркоз, что мне совсем не больно было. я очень довольна.:):)Наконец то! Теперь и я не боюсь зубных врачей!!!!:):) ;)
galimatja_44
May. 26th, 2009 06:38 pm (UTC)
А я тебе ЧТО говорила!
tanja_shi_no
May. 26th, 2009 07:06 pm (UTC)
:):) Вот я и прислушалась к Вам!:):):) Спасибо за поддержку!:):):)
il_ducess
May. 26th, 2009 06:35 pm (UTC)
Да время революции ужасное... какая у тебя семья интересная:)
tanja_shi_no
May. 26th, 2009 07:07 pm (UTC)
Да: семья очень интересная... Столько всего о ней знаю - повезло, все слушала, все запомнила....:):):)
il_ducess
May. 26th, 2009 07:12 pm (UTC)
Надо еще и записать:) Знаешь со временем многое все-таки забывается:)
tanja_shi_no
May. 26th, 2009 07:15 pm (UTC)
Я постоянно что то записываю..... По чуть - чуть...:) Для меня примером стали "Рассказы бабушки Д. Благово". Там так все написано интересно, а ведь она - бабушка - не разрешала ему ничего при ней записывать - он писать после, по памяти. Наверное, намучался. Но хоть записал - успел! :) Конечно, наша семья не такая, как описывается в той книге... Но: каждая семья по своему ценна для истории, а уж для потомков все записывать и помнить просто очень важно.:):)
il_ducess
May. 26th, 2009 07:19 pm (UTC)
Правильно из таких историй каждой семьи потом складывается картина эпохи:):)
А уж как это интересно читать!!!:):)
tanja_shi_no
May. 26th, 2009 07:24 pm (UTC)
Это точно.... Писать сложнее. Особенно сейчас, пока мне приходится обходить имена ныне живущих родных, все переделывать. Мемуары все же публикуют спустя много времени. А мне приходится все вообще художественно обрабатывать. Но в общем то мне это нравится, так как именно так - художественно, а не как архив, я все это воспринимаю.... Сегодня по Культуре показали фильм по Распутинским "Урокам французского" - и я опять вспомнила некие эпизоды из истории моей семьи.... Навеяло что то.. Записать не успела даже этот образ.:):)
haallooween
May. 26th, 2009 08:16 pm (UTC)
Да, видимо, 1917 год во многие семьи принес несчастье. Моя прабабушка тоже натерпелась в это нелегкое время для нашей странц. Вообще ее биография может быть сюжетом для авантюрного фильма. ) Человеком она тоже была удивительным - мои папа и тетя иногда рассказывают о том, как она, уже очень пожилая, помогала делать уроки...
Вообще - ужасно вот так потерять родину. А с другой стороны - мне иногда думается, что в эмиграции сохранилось то, что почти было уничтожено здесь, в советской России. Это культура наша. Мне очень нравится слушать, как говорят русские эмигранты - даже если и с акцентом - какая чудесная,грамотная и красивая у них речь.
tanja_shi_no
May. 26th, 2009 08:19 pm (UTC)
Вот и я об этом размышляю: где было лучше...... Об этом и передача по "Культуре".... И такие это сложные размышления.

Напиши о своей прабабушке. Очень интересно.
gulchatay_13
Apr. 19th, 2013 11:19 am (UTC)
Проняло меня до печенки...
tanja_shi_no
Apr. 19th, 2013 11:31 am (UTC)
Много таких историй в России...... .....